суббота, 11 сентября 2010 г.

Карточка №47 «А я смогу, а я упрямый! Я – Труффальдино из Бергамо!..»

ИСТОЧНИК:
Г.С.Альтшуллер, «Найти идею»
Генрих Альтов, «И тут появился изобретатаель»
Х/ф «Труффальдино из Бергамо»

СИТУАЦИЯ:
Уважаемый Читатель наверняка хорошо помнит, какие незабываемые приключения выпали на долю Труффальдино из Бергамо. В погоне за двойным «окладом», он нанялся в услужение к двум господам сразу. Как уж он справился с этой неподъемной задачкой, вы можете судить сами – для этого нужно просто пересмотреть фильм.

Нас эта «сложная жизненная ситуация», в которую Труффальдино попал по своему выбору, интересует прежде всего как прекаасная иллюстрация к одному из краеугольных камней Теории решения изобретательских задач. Речь идет о технических и физических противоречиях, а также о способах их разрешения.


Отступление:
Итак… Любые системы (как естественного, так и искусственного происхождения) состоят из взаимосвязанных частей.

Цитата:
«…Если «просто так» увеличить одну часть системы, это отрицательно скажется на других ее частях. Поэтому изобретательские задачи всегда содержат два требования: надо улучшить какую-то часть (какое-то свойство системы) и при этом не ухудшить другие её части (другие свойства) или всю систему в целом. Сделать изобретение – значит, преодолеть техническое противоречие…»
(конец цитаты)
(Г.Альтов. И тут появился изобретатель. – М.:Дет.лит., 2000. – с.21)



ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Таким образом, техническое противоречие возникает, когда к одной и той же части системы предъявляются прямо противоположные требования: быть слугой, и не быть слугой…

Так и в истории с Труффальдино: будешь хорошо служить одному господину – не сможешь выполнять прихоти другого… Техническое противоречие налицо.

Отступление:
По-моему, применительно к «нетехническим» задачам ключевой для ТРИЗ термин «техническое противоречие» звучит суховато и не вполне корректно. Поэтому мы будем употреблять здесь другой термин – СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (подразумевая по ним противоречие техническое)

Под физическим противоречием (ФП) в ТРИЗ понимают противоположные требования к физическому состоянию "оперативной зоны" (место, где происходит конфликт).

Да только вот у кого повернется язык назвать физическими противоречия, возникающие не то что в «нефизических», а в полностью идеальных системах (знаковые, символьные системы, «религиозные» системы или такие «тонкие миры», как психические процессы…)? Хм…  Вопрос пока оставим открытым.

РЕШЕНИЕ:
Можно ли использовать в случае с Труффальдино простейшие способы устранения системных противоречий? Несомненно. Вот несколько вариантов:

1. Разделение противоречивых свойств в пространстве:
Господа находятся в разных местах города, а Труффальдино ставит рядом их сундуки (совмещает два своих рабочих места в пространстве) и разбирает вещи хозяев, выполняя почти одновременно оба задания.

2. Разделение противоречивых требований во времени:
Труффальдино может выполнять (и выполняет) приказания обоих хозяев по очереди, попутно; но умудряется и совмещать их во времени: идет на почту, чтобы получить письма для обоих господ.

3. Переход к бисистеме (сдвоенной системе) с одновременным свертыванием элементов обоих систем (господ). Никто не мешает Труффальдино «поженить» хозяина и хозяйку и на законных основаниях прислуживать семейной паре за ту же двойную плату. Если я не ошибаюсь, на этом все в фильме и закончилось к всеобщему удовольствию :)

4. Переход в надсистему плюс к анти-системе:
Труффальдино вполне мог бы повысить свой социальный статус до «вышестоящего хозяина», и взять прежних господ к себе на службу :)

5. Системный переход 1а: объединение однородных или неоднородных систем в надсистему:
Труффальдино заводит семью, "рожает" вместе со своей избранницей сына, а потом берет его себе в подмогу… Ждать, впрочем, долго придется, пока пацан подрастет… Так ведь еще и взбрыкнуть может и уехать в большой город поступать учиться на «фершела» :))

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Использованы не все, но некоторые из принципов разрешения физических противоречий.

КОММЕНТАРИЙ:
Выгружаемся из «матрицы» и все дружно пересматриваем этот великолепный учебно-тренировочный фильм по теории и практике сильного мышления ;)


Карточка №46 «Запомни, Нео, ложки нет!..»

ИСТОЧНИК:
Личные наблюдения автора
Иные доступные источники

СИТУАЦИЯ:
Один мой знакомый, заботясь о своем здоровье, решил ограничить потребление сахара. Всё бы хорошо, желание есть… Да вот незадача: готовит он себе чай или кофе да по привычке, автоматически, вкидывает в чашку две ложки сахара. Ругается после этого, но пьет всё тот же сладкий чай – не выливать же, не разбавлять же кипятком…

Такие автоматические реакции (в психологии их еще называют «динамический стереотип») могут быть чрезвычайно устойчивыми. Переделывать привычки, да и вообще человеческую психику – занятие неблагодарное, это сделать крайне сложно, даже гипноз или НЛП могут оказаться бессильными. Практика показывает, что при решении задач такого типа эффективнее подвергать изменениям не «природный объект» (человека), а объект технический.
Как быть?



ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Человек должен всыпать в кружку ДВЕ ложки сахара, поскольку он делает это автоматически, и не должен всыпать в кружку ДВЕ ложки сахара, чтобы ограничить его потребление.

РЕШЕНИЕ:
Задачу вполне можно попробовать решить чисто техническими способами, не прибегая к «шаманским» или психотерапевтическим уловкам. Нужно изъять из кухонного обращения чайные ложки прежнего размера, заменив их на ложки размером поменьше. Теперь, закидывая в чай ДВЕ ложки сахара «на автомате», можно вдвое снизить его количество Ложка есть (маленькая)… и ложки нет (большой)… Противоречие разрешено.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Элементарный «тризовский» прием – изменение размеров объекта.

КОММЕНТАРИЙ:
Можно продолжить уменьшение размеров ложки, сократив количество принимаемого «вредного» вещества до нуля. Еще одно возможное применение этого принципа – избавление от наркотической зависимости, табакокурения, алкоголизма…



Карточка №45 «Русское сафари на FOREX» (2)

ИСТОЧНИК:
«SAFARI_FOR_REX: апокалипсис отменяется», рукопись статьи

СИТУАЦИЯ:
В статье ««Русское сафари на FOREX», 2006 (см.: Карточка №3) описана одна из альтернативных торговых стратегий, предполагающая одновременное открытие противоположно направленных позиций по одному инструменту (валютной паре). Это так называемые «локированные» позиции.

СПРАВКА:
«…Классификация локов. Какими они бывают.

НУЛЕВОЙ ЛОК - это постановка двух разнонаправленных позиций по одной валютной паре от одной цены.

ЛОК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - постановка двух разнонаправленных позиций, фиксирующих уже полученную прибыль.

То есть по позиции получена определенная прибыль, и есть уверенность, что валютная пара, сделав небольшой откат, пойдет и дальше в том же направлении. Но хочется выбрать прибыль еще и на откате. Тогда-то и становимся в противоположную позицию таким же объемом на короткое время, чтобы подработать. Как только откат завершается, то вторая позиция снимается, а первая продолжает наращивать прибыль.

ЛОК ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ, самый распространенный
Используется вместо классического стоп-лосса. Отрицательный лок имеет одну, но пламенную цель - зафиксировать уже полученный убыток и не дать ему расти дальше, а также получить возможность вернуть потерянное, и еще и заработать. Ну и еще одна цель – не уменьшать величину лота…»

Однако в торговой платформе MetaTrader 5 (MT5), приходящей на смену MT4, возможность существования «локов» не предусмотрена, т.е. открытие «второй», противоположной по статусу позиции будет означать просто закрытие позиции предыдущей.
Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вторая (противоположная по направлению) позиция должна быть, чтобы реализовать торговую стратегию, и её не должно быть, поскольку программный продукт (MT5) этого не позволяет сделать.

РЕШЕНИЕ:
Искушенный Трейдер знает, что некоторые валютные курсы в своем движении достаточно точно повторяют друг друга. Или же совпадают с точностью «до наоборот». Необходимо подобрать две валютных пары, изменения которых максимально близко коррелируют и открыть по ним «противоположные» позиции. Таким образом, «лок» (замок) есть… и «лока» нет…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Системный переход к бисистеме (сдвоенной системе) со сдвинутыми характеристиками.

КОММЕНТАРИЙ:
Есть технические тонкости при реализации предложенного решения. Так, программа-«советник» должна быть установлена в окнах графиков двух пар одновременно… Но эти особенности легко можно обойти, используя инструменты ТРИЗ. 


Примечание от 09.04.2011:
Более подробно о ходе дальнейших разработок по этой теме можно почитать на форуме Forextema.com:



Карточка №44 «Ищут пожарные, ищет милиция...»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Автор сравнительно молодой, но уже признанной научным сообществом междисциплинарной науки с названием СЕТТЛЕРЕТИКА, Ян Корчмарюк, оказался в непростой ситуации. По всем признакам некто просто-напросто «украл» придуманный им бренд «сеттлеретика». Предполагаемый «обидчик» использовал этот термин в названии литературно-художественного произведения, при этом полностью «извратив» и дискредитировав саму идею сеттлеретики.

Попытки уладить дело путем «мирных переговоров» успеха не принесли. Поиск грамотных юристов, практикующих в области авторского права, среди друзей и знакомых тоже не дал результатов.

Особенность ситуации в том, что автор сеттлеретики проживает в Волгограде, а потенциальный ответчик – москвич, так что процесс, вероятнее всего будет проходить в Москве.

Как быть?

РЕШЕНИЕ:
Сконструировать в блоге, освещающем возможности разностороннего применения теории решения изобретательских задач заметку, в которой отразить сложившуюся ситуацию с брендом «сеттлеретика», а затем разместить ссылку на страницу на нескольких форумах, посвященных юриспруденции.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Использование в качестве ресурса «внешней среды»
Прием: обратить вред в пользу

КОММЕНТАРИЙ:
Данное решение ведет к появлению дополнительных полезных «побочных эффектов»:

- популяризация ТРИЗ среди юристов (о возможностях применения теории сильного мышления в адвокатской деательности см.: Карточка №9 «Лиза-облиза»)

- популяризация сеттлеретики как новой научной дисциплины, хорошо вписывающейся в число возможных претендентов на внесение в список «прорывных хай-тековских» технологий, в которых так остро нуждается наша страна.

Найденное решение, вероятно, можно применить для поиска специалистов в любых областях. Впрочем, рано говорить о его эффективности – подождём результатов. Да и юристы – по себе знаю – народ непростой…. 

СПРАВКА:
СЕТТЛЕРЕТИКА – новая междисциплинарная наука о возможности «переселения» личности на альтернативные, небиологические носители (от англ. «settler» – переселенец). За рубежом сходное научное направление носит название uploading (загрузка) и развивается ускоренными темпами.
см.: http://www.rian.ru/science/20100813/264714446.html).

Основная помеха развитию российской сеттлеретики – полное отсутствие финансирования этих перспективных «hi-tech»-разработок.

Контактные данные Яна Илларионовича Корчмарюка здесь:


пятница, 10 сентября 2010 г.

Карточка №43 «Эй, Мысль, ты чьих будешь?.. Холоп чей, я спрашиваю?,,,»

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ (ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ)

В данной карточке приведены фрагменты обсуждения в теме «Интеллектуальная собственность и ТРИЗ» в одной из групп одной из социальных сетей:


***
Сергей Петрович Капица. 

«Интернет изменит контуры права на интеллектуальную собственность» 
(Интервью из журнала "Эксперт-Интернет", #3 от 24 июля 2000)
http://lib.ru/COPYRIGHT/kapitsa.txt


С.П.Капица (цитата):
«…Проблема интеллектуальной собственности очень интересна. Я занимаю, может быть, несколько революционную позицию в этом вопросе. Мне кажется, что понятие интеллектуальной собственности внутренне противоречиво, потому что вся интеллектуальная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности…» 

«…Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то открытий - это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти достижения принадлежат человечеству в целом…» 

«…Мне кажется, все учебники, все крупные художественные произведения должны находиться в общественном пользовании…» 

«…С изобретениями дело сложнее (…) Патенты пишутся так, что по ним практически ничего сделать нельзя, можно только закрепить авторство, так что людей обычно интересуют не столько патенты, сколько лицензионные соглашения. Крупные фирмы предпринимают значительные усилия, чтобы контролировать техническую информацию и лицензионную продукцию, за этим стоит, как правило, коммерческий интерес…»  


"…Я думаю, что Интернет изменит контуры права. Полностью защитить информацию невозможно, если вы поместили информацию в эту систему, считайте, вы ее опубликовали..."   

"…Другое дело, каким образом должна оплачиваться работа авторов, писателей, ученых. Интеракция "я читаю - я плачу" уходит в прошлое. 

По-видимому, необходимо искать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет каких-то фондов или общественных отчислений…"
Конец цитирования (выделено мной – С.М.)

…………………………

Цитата:

«1.1.1. Известный изобретатель П.А.Радченко рассказывает:
- Однажды испытывал я свои конфорки на саратовском заводе "Тяжмаш". Узнал, что они выпускают и бойлеры, да и показал им образец развальцованной льдом трубы. Поглядели: чисто сделано, без царапин. Спрашивают - как? А я говорю: "Мы нашли такое вещество, которое затвердевает, расширяется и раздает трубы, а через 10 минут превращается в жидкость и вытекает". Они тогда: "А где такое вещество достать? Наверное, очень дорогое и дефицитное?" "Да, нет,- говорю,- не очень". И смешно мне, и рассказать хочется, а знаю - нельзя, пока авторское не выдано. Теперь-то они в курсе дела, знают, что это "дефицитное" вещество - просто вода...»
(© Альтшуллер Г.С., "Техника и наука", 1981, №1. – С.17-19.)
http://www.altshuller.ru/triz31.asp

……………………………………………………………..

«…И смешно мне, и рассказать хочется, а знаю - нельзя, пока авторское не выдано…»

Когда я впервые прочел этот эпизод, меня просто оторопь взяла… Да как же это можно! П.А.Радченко «смешно»Найден простой, эффективный, легковнедряемый способ решения насущной проблемы, касающейся сотен, а то и тысяч советских предприятий, но внедрить его повсеместно нельзя – «авторское не выдано». А ведь авторское свидетельство можно было ожидать месяцами, а то и годами. Никому в голову не пришло подсчитать убытки, которые понесло государство?

Может быть, П.А.Радченко – вредитель? Ничуть. Как мне удалось выяснить, Петр Антонович – уважаемый изобретатель, подполковник-инженер в отставке, автор нескольких десятков изобретений, лауреат конкурса «Техника – колесница прогресса» (1979), да и просто героический по жизни человек. Дело в СИСТЕМЕ.

Мнение любителя: патентное и авторское право объективно может являться тормозом прогресса в любых областях человеческой деятельности, имхо.//

***

Патентное законодательство идеально, когда его нет, а функция его выполняется. В голову приходят всего две функции законодательства в области защиты прав на интеллектуальную собственность:

1. Закрепление приоритета автора (удовлетворение потребности автора в признании);
2. Закрепление прав на материальное вознаграждение (удовлетворение материальных потребностей автора)

Игнорировать эти потребности или принижать их значимость бессмысленно. Тем более, что именно они являются, видимо, основным стимулом, толкающим «творца» к творчеству.

Я бы поставил вопрос несколько иначе: как удовлетворить обе эти потребности, не прибегая к «тяжеловесной» процедуре юридического закрепления прав?

Пересматривать патентное право? Хм... Оно пересматривается и развивается более 500 лет. Однако, во-первых, развитие техники каким-то образом происходило и до момента появления патентного права. 

Во-вторых, практика показывает, что способы реализации прав автора на законное материальное вознаграждение не выдерживают никакой критики (набивший оскомину пример - бессмысленная и неэффективная борьба с "пиратством")

Единственная неоспоримая «полезная функция» патентования заключается в том, что именно наличие четко структурированного и единообразно оформленного патентного «фонда» («что было – что изменили - что стало») позволило выявить законы развития ТС, приемы устранения противоречий. 

Если уж на то пошло, то «право» - еще одна область, в которой также существует своеобразный «патентный» фонд, пригодный для анализа. Осталось лишь отыскать еще одного Генриха Сауловича, который возьмется его перелопатить :)

В любом случае, закон повышения степени идеальности распространяется как на технику, так и на законодательство, да и на любые другие системы. Нет?

Цитата: 
«…предельный случай идеализации техники заключается в ее уменьшении (и в конечном счете, исчезновении) при одновременном увеличении количества выполняемых ею функций; в идеале - техники не должно быть, а функции нужные человеку и обществу должны выполняться» (с) Ю.П.Саламатов
http://www.trizminsk.org/e/21101411.htm

Замените слово "техника" на "патентное право":)

………………………………………………………….

…Никто и ничто не мешает сегодня делать изобретения и даже внедрять их, игнорируя действующее патентное законодательство. Да, формально приоритет не будет закреплен. Да, автор не будет иметь законного права на вознаграждение.

А если для автора не имеет никакого значения, получит ли его творение официальный статус изобретения или нет? Сколько "полноценных", защищенных авторскими свидетельствами, изобретений у Г.С.Альтшуллера?.. Сколько ценных идей просто подарил коллегам Р.Бартини?.. Это - прогрессоры высочайшего уровня (терминология из братьев Стругацких). Не читали С.Бузиновского? Настоятельно рекомендую...




Карточка №42 «…И пусть никто не уйдет обиженный!..»

ИСТОЧНИК:
Бездонные просторы Интернета




СИТУАЦИЯ:
Выше приведен фрагмент картинки, где изображены кубики с буквами на гранях. Букв всего четыре: А, Ж, П, О.

Необходимо сложить из кубиков слова «СЧАСТЬЕ». От того, сможете ли вы решить эту шуточную задачку, зависит – уйдёте вы сегодня домой или нет J Что, с первой попытки не вышло? Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Из кубиков должно быть сложено слово «СЧАСТЬЕ», чтобы с легким сердцем идти домой, и не должно быть сложено слово счастье, поскольку среди предложенных букв (А, П, О, Ж) нет ни одной пригодной для составления слова «СЧАСТЬЕ».

РЕШЕНИЕ:
Ответ можно найти в книге братьев Стругацких "Пикник на обочине" :)



Не знаю, как ты, Уважаемый Читатель, а я с легким сердцем иду собираться домой :)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Переход в надсистему («кирпич» не меняется, меняется «дом»)

Цитата:

«3.1. ПЕРЕХОД К БИСИСТЕМАМ И ПОЛИСИСТЕМАМ

Наряду с "внутрисистемным" совершенствованием (линия стандартов класса 2) существует линия "внешнесистемного" развития: на любом этапе внутреннего развития система может быть объединена с другими системами в надсистему с новыми качествами.

3.1.1. Переход к бисистемам и полисистемам

Эффективность системы - на любом этапе развития - может быть повышена системным переходом 1-а: с объединением системы с другой системой (или системами) в более сложную бисистему или полисистему…»


КОММЕНТАРИЙ:
Практически любая задача или ситуация, которая кажется нам безнадежной, сложной, неразрешимой и тупиковой, может быть с успехом решена переходом в НАДСИСТЕМУ, вверх по ступенькам системной иерархии.

Главное – постараться научиться видеть картинку целиком – как в приведенной выше задаче с упрямыми кубиками :)





Карточка №41 «Дела сердечные, картотечные» (1)

ИСТОЧНИКИ:
Г.Архангельский, «Картотеки в организации времени»
М.С.Рубин, «Личные картотеки – фундамент творчества»
В.И.Тимохов, «Проект «Картотека Волшебников»
Е.А.Климов, «Введение в психологию труда»
Иные общедоступные источники:
Б.Г.Ананьев, «Человек как предмет познания»
В.А.Ганзен, «Системные описания в психологии»

СИТУАЦИЯ:
Проблема классификации объектов исследования, составления и ведения картотек существует не только в ТРИЗ.

Примеры классификаций (навскидку):

Цитаты по ситуации:
«…Карточки с информацией - нехитрое изобретение, без которого очень трудно провести исследование, написать книгу или научную работу, эффективно решать изобретательские задачи»
М.С.Рубин

«…Первая же проблема, с которой Вы столкнетесь при сборе картотеки - по какой тематике отбирать информацию. Мы, безусловно, не решим этот вопрос вместо Вас. Сделаем иначе: устроим что-то вроде вернисажа тем для картотек…»
М.С.Рубин

«…Ведение картотек имеет один большой недостатокслишком кропотливая работа. Я по своему складу предпочитаю более вольное парение мысли. Поэтому картотеки пока пребывают в зачаточном состоянии, ожидая или того момента, когда вольное парение мыслей у меня иссякнет и потребует подкрепления черновой работой, или – когда кто-нибудь присоединится к моим исследованиям и захочет поработать над картотеками…»
Г.Архангельский


ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Картотека должна быть, чтобы упорядочить информацию… и картотеки быть не должно, поскольку отсутствуют единые критерии классификации «картируемых» объектов, да и работа по составлению картотеки сложна и кропотлива.

РЕШЕНИЕ:
Готовый «контрольный» ответ у автора этих строк отстутствует.

По моему скромному мнению, целесообразно внимательно присмотреться к следующим трем типам классификации, авторами которых являются Е.А.Климов, Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен.

1. «…Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
  • "человек - живая природа" (Ч-ЖП), 
  • "человек - техника" (Ч-Т), 
  • "человек - человек" (Ч-Ч), 
  • "человек - знаковая система" (Ч-ЗС), 
  • "человек - художественный образ" (Ч-ХО).
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы:
- гностические (распознать, определить)
- преобразующие (обработать, обслужить)
- изыскательские (изобрести, придумать)

Тип профессии по предмету труда.
Гностические (распознать, определить).
Преобразующие (обработать, обслужить).
Изыскательские (изобрести, придумать).
Человек - природа.
Ботаник ;)
Ветеринар
Биоинженер
Человек - техника.
Наладчик станков с ЧПУ
Водитель, слесарь
Изобретатель, Инженер
Человек - знаковая система.
Графолог
Архивариус, библиотекарь
Программист
Человек -художественный образ.
Литературный критик.
Актёр
Художник, дизайнер
Человек - человек.
Психолог
Учитель, врач
Режиссёр
Источник: http://msk.treko.ru/show_dict_444
…...............................................................

1. "Человек - живая природа" (П)

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. 

    
2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т) 

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами.  

3. "Человек - человек" (Ч)


Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
    
4. "Человек - знаковая система" (3)

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. 
    
5. "Человек - художественный образ" (X)


Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. 
    
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание)
(Аналог в ТРИЗ – «исследовательские» задачи - С.М.)
 Примеры: 
    в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; 
    в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; 
    в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; 
    в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; 
    в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.


2. Преобразующие профессии (П)
(Аналог в ТРИЗ – задачи на «изменение» - С.М.)
Примеры: 
    в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; 
    в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; 
    в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; 
    в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; 
    в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.


3. Изыскательские профессии (И)
(Аналог в ТРИЗ – «исследовательские» задачи? - С.М.)
Примеры: 
    в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; 
    в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; 
    в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли; 
    в типе "человек - знаковая система" - программист, математик; 
    в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.
    
………………………………………………………………………………..

2. «…Работая на психологическом факультете ЛГУ, Б.Г.Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.

В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.

Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека:
- индивид (биологическая особь),
- субьект деятельности (психология труда)
- личность (социализированный индивид, субъект и объект исторического процесса),
- индивидуальность.

Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида…»

3. В.А.Ганзен предложил использовать в психологии универсальный способ системного  описания объектов (SПВЭИ), который включает:
- субстрат (S),
- пространственные характеристики объекта (П)
- временные характеристики объекта (В)
- энергетические характеристики (Э)
- информационныt характеристики (И)


По мнению В.А.Ганзена, такая схема описания позволяет полно и структурированyо описать любой объект, подлежащий исследованию. Вероятно, такая модель системного описания может быть с успехом применена к любым системам, в том числе и к проблеме классификации в ТРИЗ (например, при составлении картотеки)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: 
не определен
Переход к бисистеме и полисистеме?
Использование «информационного ресурса» в смежных с ТРИЗ областях (психология труда, общая психология…)

КОММЕНТАРИЙ:
Приведенные выше три модели классификации при большом желании можно свести в своеобразный трехмерный «морфологический ящик». Своеобразная «классификационная полисистема». Возникающий при этом «нежелательный эффект» (НЭ): система может получиться громоздкой. Впрочем, этот недостаток можно попробовать устранить переводом такой системы в «программный вид».

Значительно проще использовать «бисистему», применив для классификации картотеки любые два из приведенных методов «попарно». Такая модель могла бы выглядеть примерно так:

Тип профессии по предмету труда.
Гностические (распознать, определить).

(Г)
Преобразующие (обработать, обслужить).

(П)
Изыскательские (изобрести, придумать).

(И)
Ч-П или 1
(Ч-П)+Г или 1Г
(Ч-П)+П
Ч-П)+И
Ч-Т или 2
(Ч-Т)+Г или 2Г (и т.д.)
Ч-Т
. Ч-Т…
Ч-ЗС или 3
(Ч-ЗС)+ Г
Ч-ЗС…
Ч-ЗС…
Ч-ХО или 4
Ч-ХО)+Г
Ч-ХО…
Ч-ХО…
Ч-Ч или  5
Ч-Ч…
Ч-Ч…
Ч-Ч…

Другая возможная «классификационная комбинация»:
Предмет труда/Объект познания
Индивид (особь)
(Ин)
Субъект деятельности
(С)
Личность
(член общества)
(Л)
Индивидуальность
(И)
Ч-П или 1




Ч-Т или 2



Раздел картотеки: «Персоналии изобретателей»
Код раздела: вариант:
 (Ч-Т)+И
(всего лишь пример)
Ч-ЗС или 3




Ч-ХО или 4




Ч-Ч или  5





 Итак, Уважаемый Читатель, это была всего лишь информация к размышлению; карточка не завершена и, по всей вероятности, будет иметь продолжение. Приглашаю к совместному обсуждению всех заинтересованных лиц. :)