воскресенье, 6 мая 2012 г.

Карточка №364 «Вспомнить всё»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В современном мире, обрушивающем на нас волны самой разнообразной информации, особое значение приобретает качество и прочность запоминания материала, с которым приходится иметь дело. Известны разнообразные способы и приемы запоминания, так называемые мнемотехнические правила. Главное в их освоении – не забыть, как ими пользоваться… Существуют ли более простые способы повысить эффективность памяти, в основе которых лежат врожденные психологические особенности человека?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный прием должен быть, чтобы повысить эффективность запоминания, и такого приема быть не должно, чтобы сохранить идеальность способа запоминания.

РЕШЕНИЕ:
Существует закономерность, выявленная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, согласно которой эффективность запоминания материала зависит от степени завершенности действия. Иными словами, мы лучше всего запоминаем ту информацию, которая связана с действием, оставшимся незаконченным.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Психологический эффект
Принцип предварительного напряжения
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
Эффект Зейгарник можно использовать в практике обучения, особенно в условиях низкой мотивации обучающихся к выполнению определенных заданий. Предлагая ученикам домашнее задание, рассмотрите первые шаги его решения и остановитесь на этом. Незавершенное действие создаст своеобразное внутреннее напряжение, заставляющее человека самостоятельно вернуться к выполнению задания.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в педагогике