воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Карточка №604 «Изобретательское чутье»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1989. – С. 20.

СИТУАЦИЯ:
Видный советский ученый Петр Леонидович Капица был не только первоклассным экспериментатором, но и обладал великолепным изобретательским чутьем. Однажды при проведении эксперимента он в очередной раз столкнулся с острым противоречием.

Представьте себе уникальную электрическую машину, созданную для изучения свойств различных веществ в сильных магнитных полях. Эта установка – ударный генератор – давала ток в 72 тысячи ампер при напряжении в 3 тысячи вольт на протяжении сотой доли секунды. Этого чрезвычайно короткого промежутка времени было вполне достаточно для проведения запланированного эксперимента.

Однако в момент подачи тока установка создавала небольшое «землетрясение», от которого дрожала очень точная фиксирующая аппаратура. Это приводило к искажениям результатов. Сотрудники предлагали Капице установить соответствующие амортизаторы, смягчающие «подушки» и т.п. Однако было очевидно, что это чрезвычайно усложнило бы установку, да и вряд ли дало бы нужный эффект. Капица нашел другое решение, предельно простое и эффективное. А что предложили бы вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Механические колебания должны воздействовать на измерительную аппаратуру, потому что избавиться от толчков невозможно, и колебания не должны воздействовать на измерительную аппаратуру, чтобы избежать искажений при фиксации результатов эксперимента.

РЕШЕНИЕ:
Было решено разнести части экспериментальной установки в пространстве. Генератор поместили в одном конце помещения, а испытательный стенд – в противоположном. Электрический ток распространяется со скоростью света, а механические колебания – со скоростью звука, то есть значительно медленнее. Пока энергия толчков дойдет до испытательного стенда, эксперимент длительностью в сотые доли секунды будет уже завершен, «землетрясение» никак не отразится на результатах.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве
*Закон согласования/рассогласования ритмики
*Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство)

КОММЕНТАРИЙ:
К успеху привело использование комплекса приемов устранения противоречий. Потребовалось разделить экспериментальную установку на две части и разнести их в пространстве. Это позволило эффективно отделить от объекта вредное свойство.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и наука