воскресенье, 10 июня 2012 г.

Карточка №369 «Дайте занавес!»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Ч.1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С. 223-229.
Чернов Е. Дайте занавес! // Советская эстрада и цирк, 1989, №1.

СИТУАЦИЯ:
«Эстрадные клоуны З. Малков и А. Тряпицын задумали новую сценку. Нужно было сатирически показать события, происходящие за кулисами перед выходом актеров на сцену. Волнение артистов, недоделки в декорациях и реквизите, конфликты между актерами, рабочими сцены, режиссером.

Чтобы было предельно ясно, что действие происходит ДО начала представления, занавес должен быть закрыт. Но тогда зрители не увидят сценку. Полуоткрытый занавес тоже не дает нужного эффекта. Клоуны попробовали прозрачный занавес, но он искажает «изображение». Как же показать закрытый занавес?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Занавес должен быть, чтобы показать, что действие происходит за кулисами, и занавеса быть не должно, чтобы зрители могли видеть происходящее.

РЕШЕНИЕ:
В процессе работы над клоунадой актеры лишь обозначили края занавеса двумя свисающими с потолка веревками, что позволило не только максимально приблизить действие к специфике манежа, но и предельно обнажить закулисную жизнь.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Две свисающие веревки – это решение, близкое к идеальному. Но сможет ли оно передать в полной мере наличие занавеса? Почему-то вспоминается занавес из бамбуковых палок. Помните, нечто подобное украшало вход в «Кабачок 13 стульев» из давних советских времен? Занавес для клоунады также можно было бы выполнить в виде нескольких свисающих сверху элементов, расположенных на значительном удалении друг от друга. Такая конструкция позволит разделить пространство, наметив контуры закулисья, но не будет мешать просмотру. Впрочем, артистам виднее.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах