суббота, 19 марта 2011 г.

Карточка №260 «Знай меру»

ИСТОЧНИК:
«Али-Баба и сорок разбойников», арабская народная сказка

СИТУАЦИЯ:
Али-Баба, заготовляя дрова, обнаружил в лесу клад, принадлежащий разбойникам и, недолго думая, прихватил домой два мешка с золотыми монетами. Его жена, Зейнаб, всю ночь проворочалась, раздумывая, как бы ей поточнее измерить, сколько золота раздобыл Али-Баба. Считать монеты – долго, да и не очень-то хорошо Зейнаб владела счетом. Наконец Зейнаб придумала, как ей быть. Она пришла к Фатиме, жене богатого брата Али-Бабы, и попросила у нее на время меру – специальный сосуд, которым обычно меряют крупу или зерно.

Любопытно стало Фатиме – что это Зейнаб собралась мерить, ведь всем известно, что в доме у них давно не водилось ни крупинки? А спрашивать Зейнаб она не желала: пусть Зейнаб не воображает, что Фатима интересуется ее делами. И она придумала способ узнать, не спрашивая. А что бы придумали вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Фатима должна видеть, что насыпает в меру Зейнаб, и не должна этого видеть.

РЕШЕНИЕ:
Фатима незаметно вымазала дно меры мёдом. Когда Зейнаб вернула ей меру, то хитрая Фатима сразу увидела прилипшую ко дну меры золотую монету.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»
Прием «посредник»
Стандарт 4.2.2

КОММЕНТАРИЙ:
Стандарт 4.2.2: если система или ее часть плохо поддается обнаружению, задачу решают переходом к внутреннему или внешнему комплексному веполю, вводя легко обнаруживаемые добавки.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)
ТРИЗ - детям


пятница, 18 марта 2011 г.

Карточка №259 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г.Петрозаводск*
*Повилейко Р.П., «Беседы об эргономике» (рукопись)

СИТУАЦИЯ:
Представьте себе ситуацию: человек взбирается в гору, чтобы поклониться святыне. Путь неблизкий, солнце печет, жажда человеком овладевает. А на вершине горы путника ожидает блаженство – родник со студеной водой. Если человек, разогретый подъемом в горы, немедленно напьется холодной воды из родника, он, естественно, может заболеть. Как уберечь от этого путника?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Предупредительно-запретительная надпись у родника должна быть, чтобы уберечь путника от заболевания, и надписи быть не должно, поскольку прямой запрет неэффективен.

РЕШЕНИЕ:
Чтобы человек, разгоряченный подъемом в горы, перед тем, как напиться холодной воды из родника, остыл, родник выполняют в виде памятника с надписями, призывающими к размышлениям.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип универсальности (объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах)

КОММЕНТАРИЙ:
Из источника не вполне ясно, о какой именно святыне идет речь, но почему-то сразу вспоминается легендарный подвиг трехсот спартанцев в битве с персами при Фермопилах. Ни одна победа не прославляла бойцов так, как прославило это поражение. Павшим спартанским героям была сделана там же на камне такая надпись: «Прохожий, скажи в Спарте, что послушные ее законам, мы легли здесь мертвыми». Впрочем, к приведенному выше примеру с родником эта легенда вряд ли имеет отношение...

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в туризме


Памятник 300 спартанцам в Фермопильском ущелье


четверг, 17 марта 2011 г.

Карточка №258 «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!»

ИСТОЧНИК:
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

СИТУАЦИЯ:
Лассо́ (от исп. lazo — петля) или аркан или лариат (англ. lariat) — веревка с петлёй на конце, предназначенная для набрасывания вокруг цели и последующего затягивания при натяжении веревки.

«…Лассо представляет собой длинный, футов в тридцать, ремень, сплетенный из двух кожаных полос и заканчивающийся мертвой петлей, скользящей по железному кольцу. Эту петлю бросают правой рукой, а левой держат за конец лассо, который прочно прикреплен к седлу...»

Недостатки такого "метательного оружия": оно требует отменной ловкости, действенно на сравнительно небольшом расстоянии и не способно сразу обездвижить заарканенное животное. Желательно накинуть петлю на ноги животному, да только как это сделать?..

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Петля должна быть накинута на ноги животному, чтобы сразу его обездвижить, и не должна быть накинута на ноги, поскольку сделать это технически сложно. Петля должна быть и не должна быть.

РЕШЕНИЕ:
Бола́с, бола́, болеадорас (исп. bola — шар) - охотничье метательное оружие, состоящее из ремня или связки ремней, к концам которых привязаны обёрнутые кожей круглые камни, костяные грузы и т.п. Индейцам случается кидать его шагов на сто в преследуемого зверя или врага, и они делают это так метко, что болас опутывает ноги жертвы, и она тут же валится на землю. Это грозное оружие в руках индейцев, владеющих им с поразительной ловкостью.

Вероятно, вскоре после того, как людям вообще пришла идея объединения нескольких частей в одно орудие, охотники догадались объединить камень и ремень, чтобы не потерять удобный метательный камень и иметь возможность притягивать его обратно после броска. Затем к первому камню было добавлено ещё несколько — теперь болас не только поражал животное ударом, но и опутывал ему ноги. Так можно было свалить даже лошадь.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Системный переход 1-а (переход к полисистеме)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Географ очень жалел о том, что на небе еще не появился видимый на обоих полушариях Орион, но зато он рассказал своим ученикам об одной любопытной легенде патагонской «космографии». В глазах поэтичных индейцев Орион – это громадное лассо и три болас, брошенные рукой охотника, бродящего по небесным прериям…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


среда, 16 марта 2011 г.

Карточка №257 «Кровавый спорт»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Допингом называют биологически активные вещества, способы и методы искусственного повышения спортивной работоспособности, которые оказывают побочные эффекты на организм и для которых имеются специальные методы обнаружения. В подавляющем большинстве случаев для повышения работоспособности в организм спортсмена вводятся чужеродные вещества, которые сравнительно легко обнаруживаются этими специальными методами. Однако существуют способы мобилизации ресурсов организма, не связанные с введением посторонних веществ и с трудом поддающиеся обнаружению. Так как же удается обойти допинг-контроль?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Допинг должен быть введен в организм спортсмена для повышения работоспособности, и не должен быть введен, чтобы допинг-контроль его не обнаружил.

РЕШЕНИЕ:
За 10 дней до соревнований у физически подготовленного спортсмена берут до 400 мл крови и консервируют. Кровопускание вызывает не только легкую кислородную недостаточность, но и активизацию регенерации крови выше исходного уровня. При хранении крови около 10 дней в ней образуются биологически активные вещества с биостимулирующими свойствами. Вливание такой крови в день соревнований, особенно на самых последних изнуряющих этапах, резко повышает аэробную производительность и результативность спортивных выступлений.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Стандарт 5.1.1.9.
Если нужно ввести в систему вещество, а это запрещено условиями задачи или недопустимо по условиям работы системы, добавку получают разложением внешней среды или самого объекта.

КОММЕНТАРИЙ:
Медицинский кодекс МОК относит кровяной допинг к запрещенным методам. Косвенным признаком, указывающим на применение кровяного допинга, является повышение гемоглобина.

Впрочем, возможности этих методик и сфера их применения очень широки. Помимо аэробных циклических видов спорта, аутогемотрансфузия, как эффективный способ повышения устойчивости организма к недостатку кислорода, может быть использована для покорения горных вершин, глубоководном нырянии, т.е. везде, где требуется устойчивость организма к недостатку кислорода.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте


вторник, 15 марта 2011 г.

Карточка №256 «Охотники за секретами»

ИСТОЧНИК:
Суворов В., «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
Шестой флот США, базирующийся в Средиземном море, - золотое дно для военного разведчика. Атомные авианосцы, новейшие самолеты, ракеты всех классов, подводные лодки, десантные корабли, а на них - танки, артиллерия и любое вооружение сухопутных войск. В 6-м флоте можно найти всё. Там ядерные заряды, атомные реакторы, электроника...

Сложность в том, что в местах базирования флота все эти секреты надежно охраняются бдительной контрразведкой противника. Венская резидентура ГРУ (Главного Разведывательного Управления Генерального штаба МО СССР) нашла способ выведывания секретов 6-ого флота за пределами его дислоцирования. Каким образом? Какую «ловушку для секретов» предложите вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ловушка для носителя военных секретов должна быть, чтобы получить секретную информацию, и её быть не должно, чтобы не гневить контрразведку противника.

РЕШЕНИЕ:
Решение – «альпийский туризм». Служба в 6-м флоте - это возможность посмотреть на Европу; зачем лететь в США, если отпуск можно великолепно провести в Австрии, в Швейцарии, во Франции. После изнурительных месяцев под палящим солнцем флотский офицер попадает в снежные горы...

«…- Я предлагаю сменить тактику. Я предлагаю ловить мышь не в норе, а в момент, когда она из нее выйдет. Я предлагаю не проникать на особо секретные объекты и не охотиться за какой-то определенной мышью, а построить мышеловку. Небольшой отель в горах. Это нам не будет практически ничего стоить. 500 тысяч долларов, не более…

Мы найдем небольшой горный отель на грани банкротства. Таких немало. В него мы вдохнем новую жизнь, введя нашего агента с деньгами в качестве компаньона. Этим мы спасем отель и поставим владельца на колени. Собрав предварительно данные об отелях, мы выберем тот, в котором американцы из 6-го флота останавливаются наиболее часто. Отель - не место вербовки. А место изучения. Молниеносная вербовка после. В другом месте…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
Пример того, что ГПФ (главная полезная функция) социальной системы может отличаться от декларируемой публично. ГПФ традиционной бизнес-системы (в данном случае – отеля) – получение прибыли от предоставления клиентам туристических услуг. Неявная, но главная цель такого «бизнеса», приписанная ему специалистами ГРУ, - служить «ловушкой» для носителей иностранных военных секретов.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке

понедельник, 14 марта 2011 г.

Карточка №255 «Девушка и ростовщик»

ИСТОЧНИК:
Цветков А.Н., Зарембо В.Е. Методы решения творческих задач в менеджменте. – М., 2011.

СИТУАЦИЯ:
«Дело происходило в мрачную эпоху позднего Средневековья. Купец занял денег у ростовщика, но когда пришло время отдавать долг, денег у него не оказалось. Ростовщик, старый и безобразный, как жаба, сказал, что вместо денег готов взять в жены купеческую дочь-красавицу. Понурый пришел купец домой, рассказал все дочери. Она сказала, что готова спасти отца от бесчестья и долговой тюрьмы, и они вместе пошли к ростовщику.

Слуга ростовщика открыл калитку, и несчастные двинулись вглубь двора, вымощенного гладким камнем, по дорожке, засыпанной мелкими черными и белыми камушками. Навстречу вышел ростовщик и сказал: «Я все понимаю и готов дать девушке шанс. Я сейчас положу в пустой кошель два камушка: черный и белый. Пусть красавица сама вытащит свой жребий: если это будет белый камень, то я прощаю долг…» Старый развратник наклонился взять камни, и девушка с ужасом увидела, что он незаметно положил в кошель два черных камня. Что сделала и сказала умница и красавица?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Девушке должен достаться белый камень, чтобы избежать брака с гнусным ростовщиком, и не должен достаться белый камень, поскольку его в кошеле нет.

РЕШЕНИЕ:
Контрольный ответ в источнике не приведен. Автору блога пришли в голову три варианта решения задачи. Что предложите вы?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Ход ростовщика – предоставление девушке «выбора без выбора». Решение задачи «в лоб» - открыто уличить мошенника в нечестности, но этот прием, видимо, не сработает, поскольку ростовщик может заявить, что просто ошибся сослепу, по-стариковски. Как быть?..

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)

воскресенье, 13 марта 2011 г.

Карточка №254 «Две лягушки»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Как-то забрались две лягушки в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая лягушка – была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны…

Как быть лягушке?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дно должно быть расположено высоко, чтобы лягушка могла выбраться из горшка, и не должно  быть расположено высоко – по условию.

РЕШЕНИЕ:
«…И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе, лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть...»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

А вторая лягушка осталась в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «использование механических колебаний»
Принцип «изменение физико-химических параметров объекта»

КОММЕНТАРИЙ:
«Даже если тебя съели, у тебя всегда есть два выхода» (с)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям