ИСТОЧНИК:
*Изобретатель
и рационализатор. – 1979.– № 2. – С. 1.
*Юный
техник. – 1982. – № 10. – С. 50, 52.
СИТУАЦИЯ:
Основное число аварий в практике судовождения связано с ошибками при маневрировании, когда требуется экстренно остановить судно. Тормозной
путь современного крупнотоннажного танкера составляет несколько километров. Чтобы уменьшить этот показатель, специалисты предпринимают немало усилий: применяют реверс винта, поворот руля на 90 градусов, в ход идут даже тормозные парашюты… Но
большинство предлагаемых способов не отличается высокой эффективностью. Как
быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сопротивление
корпуса танкера должно быть малым, чтобы обеспечить высокую скорость движения в обычном режиме,
и сопротивление корпуса должно быть большим, чтобы тормозной путь был коротким.
РЕШЕНИЕ:
Специалисты
Гданьского политехнического института (Польша) предложили делать носовую часть
танкера раскрывающейся – по принципу створок ворот. Тормозной путь при этом
сокращается на треть.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Разделение
противоречивых свойств во времени
КОММЕНТАРИЙ:
Приведенный
пример опубликован в 1979 году. А в 1982 году в журнале «Юный техник» было предложено иное решение: по бортам корпуса судна при торможении раскрываются щиты,
расположенные под углом 45 градусов к ватерлинии. Автор идеи полагает, что это придаст танкеру
дополнительную осадку и еще больше снизит скорость движения.
Размеры современных танкеров все время увеличиваются, ведь применение кораблей-гигантов значительно сокращает расходы на транспортировку нефтепродуктов. При этом обостряется техническое противоречие: чем крупнее судно, тем эффективнее грузоперевозки, но одновременно становится сложнее остановить танкер в экстренном случае. Задача по поиску эффективной системы торможения крупнотоннажных судов окончательно не решена и по-прежнему остается актуальной.
Размеры современных танкеров все время увеличиваются, ведь применение кораблей-гигантов значительно сокращает расходы на транспортировку нефтепродуктов. При этом обостряется техническое противоречие: чем крупнее судно, тем эффективнее грузоперевозки, но одновременно становится сложнее остановить танкер в экстренном случае. Задача по поиску эффективной системы торможения крупнотоннажных судов окончательно не решена и по-прежнему остается актуальной.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле
ТРИЗ в морском деле