воскресенье, 14 мая 2017 г.

Карточка №626 «Танкер, нажми на тормоза!»

ИСТОЧНИК:
*Изобретатель и рационализатор. – 1979.– № 2. – С. 1.
*Юный техник. – 1982. – № 10. – С. 50, 52.

СИТУАЦИЯ:
Основное число аварий в практике судовождения связано с ошибками при маневрировании, когда требуется экстренно остановить судно. Тормозной путь современного крупнотоннажного танкера составляет несколько километров. Чтобы уменьшить этот показатель, специалисты предпринимают немало усилий: применяют реверс винта, поворот руля на 90 градусов, в ход идут даже тормозные парашюты… Но большинство предлагаемых способов не отличается высокой эффективностью. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сопротивление корпуса танкера должно быть малым, чтобы обеспечить высокую скорость движения в обычном режиме, и сопротивление корпуса должно быть большим, чтобы тормозной путь был коротким.

РЕШЕНИЕ:
Специалисты Гданьского политехнического института (Польша) предложили делать носовую часть танкера раскрывающейся – по принципу створок ворот. Тормозной путь при этом сокращается на треть.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Разделение противоречивых свойств во времени

КОММЕНТАРИЙ:
Приведенный пример опубликован в 1979 году. А в 1982 году в журнале «Юный техник» было предложено иное решение: по бортам корпуса судна при торможении раскрываются щиты, расположенные под углом 45 градусов к ватерлинии. Автор идеи полагает, что это придаст танкеру дополнительную осадку и еще больше снизит скорость движения. 

Размеры современных танкеров все время увеличиваются, ведь применение кораблей-гигантов значительно сокращает расходы на транспортировку нефтепродуктов. При этом обостряется техническое противоречие: чем крупнее судно, тем эффективнее грузоперевозки, но одновременно становится сложнее остановить танкер в экстренном случае. Задача по поиску эффективной системы торможения крупнотоннажных судов окончательно не решена и по-прежнему остается актуальной.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле