ИСТОЧНИК:
*Наука
и жизнь. – 1989. – №12.– С. 62.
СИТУАЦИЯ:
Судовой
кран нужен при погрузке и разгрузке в порту. А вот в рейсе он без надобности.
Только место на палубе занимает. Налицо стандартное техническое противоречие:
объект должен быть – и его быть не должно.
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кран
на судне должен быть, чтобы можно было вести погрузку и разгрузку, и крана на
судне быть не должно, чтобы сохранить идеальность технического объекта.
РЕШЕНИЕ:
«В августе 1989 года в Ленинграде работала международная выставка
«Судотехника-IV». Здесь на стенде шведского концерна «ACEA» был показан новый судовой кран,
разработанный фирмой «Хэгглюндс». Кран предназначен для погрузки-разгрузки
стандартных контейнеров. На одном из контейнеровозов для этих кранов было
найдено необычное применение: поднятые в нерабочее положение, они стали служить
мачтами. На кранах укрепили по парусу площадью 240 квадратных метров. Это
позволило судну при попутном ветре развить скорость до пяти узлов».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности:
а)
объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает
необходимость в других объектах
КОММЕНТАРИЙ:
Противоречие
разрешено: во время рейса кран исчезает, превращаясь в мачту для паруса. Найденное
решение позволило экономить до двух тонн топлива в сутки.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в морском деле
