ИСТОЧНИК:
Кляус
Е.М. Поиски и открытия. – М.: Наука, 1986. – С. 108.
СИТУАЦИЯ:
Известный
русский физик-экспериментатор Петр Николаевич Лебедев в 1892 году получил место
в лаборатории Московского университета. Лаборатория занимала несколько скромных
комнат в двухэтажном здании. Лебедев, который не представлял себе
экспериментальной работы без мастерской, начал ее создавать. В смету на
инструменты физик включил и крайне необходимый для работы токарный станок, стоивший
по тем временам немало – около 300 рублей. Но руководство университета
отказалось оплачивать эти расходы, заявив, что токарному станку не место в
физической лаборатории. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Токарный
станок должен быть в смете, чтобы приобрести его для лаборатории, и станка в
смете быть не должно, потому что руководство университета отказывается
оплачивать расходы на него.
РЕШЕНИЕ:
Лебедев
переписал смету. Вместо слов «токарный станок» он вставил «точная дребанка»
(по-немецки Drehbank – токарный станок). После этого документ без лишних
вопросов был подписан.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а)
использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
КОММЕНТАРИЙ:
Лебедев владел слесарными и столярными навыками, умел чертить, работать на
разных станках, пользоваться инструментом. Все это было большим подспорьем в
экспериментальной работе.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
и наука
ТРИЗ
в быту