воскресенье, 17 мая 2020 г.

Карточка №783 «Двигатель прогресса»

ИСТОЧНИК:
*Д/ф «Шарашка – двигатель прогресса» (Россия, 2019)
*Статья «Шарашкины конторы»
*Солженицын А. И. В круге первом. — М.: Наука, 2006.

СИТУАЦИЯ:
В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия в СССР была развернута масштабная борьба против «вредителей». Инициатором кампании стали высшие партийные органы. Известно, что после Гражданской войны советская власть активно привлекала к строительству социализма опытных специалистов, в большинстве своем – представителей старой технической интеллигенции. Некоторые из них без особенного энтузиазма восприняли социальные преобразования, а к коммунистическим лозунгам относились весьма скептически. Руководство партии считало, что эта социальная группа может угрожать становлению нового общественного строя: люди без твердых коммунистических убеждений вполне могли сознательно помешать преобразованиям.

И в самом деле, на крупных предприятиях участились случаи аварий. Причинами их власти считали не излишне быстрые темпы строительства и недостаток квалификации рабочих, а вредительство со стороны «классового врага», то есть диверсии. В итоге против «буржуазных специалистов» была развернута полномасштабная борьба: их отстраняли от работы, привлекали к административной и уголовной ответственности, сажали в тюрьмы, а то и вовсе расстреливалиГромкие разоблачительные процессы коснулись десятков тысяч технических работников и управленцев, большинство из которых ни о каких сознательных диверсиях никогда и не помышляло.

Итак, «враг» государством был чётко обозначен. Однако активные действия карательных органов за несколько лет выбили с промышленного фронта весь цвет специалистов. А задача решительного подъема экономики оставалась. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
«Вредители» должны отбывать наказание, потому что они осуждены к лишению свободы, и не должны отбывать наказание, чтобы они могли участвовать в производстве.

РЕШЕНИЕ:
Решение властей нашло отражение в циркуляре ВСНХ и ОГПУ от 15 мая 1930 года, который предполагал использование на производстве специалистов, осужденных за вредительство. Работу этих лиц организовывали в помещениях карательных органов. Так ровно 90 лет назад в СССР появилось новое «социальное изобретение», получившее название «шарашка». Подневольные изобретатели и конструкторы в кратчайшие сроки создавали в «шарагах» новейшие образцы военной техники и вооружений.

Фактически это были полноценные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро тюремного типа, где с пользой для государства отбывали наказание ученые, конструкторы, инженеры, технический персонал. Условия содержания в «шарашках» отличались от тюремных лишь некоторыми несущественными послаблениями. И всегда оставалась надежда на освобождение по результатам труда. Через такие «особые конструкторские бюро» прошел весь цвет отечественной науки и техники. Среди них: знаменитые авиаконструкторы А. Туполев, Р. Бартини, В. Петляков, Н. Поликарпов, творцы космической техники В. Глушко и С. Королёв, ученый-химик С. Вознесенский, многие другие деятели науки и техники.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредные воздействия среды) для получения положительного эффекта
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
Эдисона считают создателем «фабрики изобретений». Первое в мире пролетарское государство можно отчасти считать продолжателем этих традиций. Но строилось здесь всё на совершенно иных принципах и в весьма извращенной форме.

Оправдал ли себя особый подход советского государства к организации работы творцов техники? В какой степени «шарагу» можно считать двигателем прогресса? Об эффективности «шарашек» можно судить по такому факту. В те времена новый самолет создавался в среднем за два года, такова была общемировая практика. Начальники подневольных работников подходили к вопросу конкретно: вы можете строить самолет два года, но освободят вас только тогда, когда образец будет готов. Заключенные после обсуждения обещали начальству: сделаем за полгода. «Так у вас, значит, резервы времени есть! – следовал ответ. – Тогда сроку вам даем три месяца». В итоге нередко новый самолет поднимался в воздух уже через месяц. Ни одно капиталистическое производство не могло похвастаться подобной производительностью. Различие в подходах к мотивации работников полностью определяло различие в результатах труда.

Политическая, правовая и моральная оценка подобной «борьбы с вредительством» – отдельная исследовательская тема. Но даже ярые критики сталинского режима признают тот факт, что в те суровые времена «шарашка» была, пожалуй, единственным местом, где творцы техники могли спокойно и плодотворно работать, не думая о надоедливых бытовых мелочах, не растрачивая часы и дни на заботы о хлебе насущном и не ожидая, что за ними ранним утром придут люди в фуражках.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах