воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Карточка №501 «Расплата за мокрое дело»

ИСТОЧНИК:
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

СИТУАЦИЯ:
Виктор Франкл, основатель логотерапии, описывает такой случай из своей практики. Родители девятилетнего ребенка были обеспокоены тем, что их сын регулярно, практически каждую ночь, мочился в постель. Они пробовали стыдить его, уговаривали и даже били. Но все попытки избавиться от нежелательного явления были безуспешными. Состояние ребенка от недели к неделе становилось все хуже. По всей видимости, расстройство носило не медицинский, а психогенный характер. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание за мнимый «проступок» мальчика должно быть, чтобы он перестал мочиться в постель, и наказания быть не должно, потому что оно только усугубляет ситуацию.

РЕШЕНИЕ:
Парадоксальный выход из положения нашел отец, не имевший, кстати, никакого представления о логотерапии. Он пообещал сыну, что будет давать ему пять центов всякий раз, когда тот намочит постель. Парнишка немедленно стал строить планы относительно того, куда он потратит такую кучу денег. Но прошло несколько дней, а мальчику удалось «заработать» всего десять центов. Со временем нежелательное явление и вовсе исчезло.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Принцип «обратить вред в пользу»:
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
Итак, не наказывать, а поощрять? То, что произошло с мальчиком, психологи называют парадоксальной интенцией (интенция – это направленность сознания на какой-то объект). Концентрация на желаемых положительных последствиях ситуации нередко приводит к устранению эффекта, который до этого старались искоренить насильно. Франкл добавляет, что такое парадоксальное намерение лучше облекать в юмористическую форму. Юмор дает возможность наблюдать за ситуацией с безопасного расстояния и сохранять контроль над ней.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в психотерапии