*Беляев
Н.З. Генри Форд. – М., 1935. (электронная версия книги)
*Линков
А. Толчок к размышлению. — М.: Коллекция "Совершенно секретно", 2001.
(электронная версия книги)
СИТУАЦИЯ:
Автомобильный
магнат Генри Форд был чрезвычайно щепетилен в вопросах экономии рабочего времени. Он стремился рационально использовать каждую минуту своих работников. Даже пять минут,
которые его рабочие тратили на прием пищи или на перерыв в изнурительной
работе, он считал кражей.
Однако существует и неприглядная проза жизни. Физиология работника такова, что ему время от времени необходимо посещать
уборную. Изобретательный Форд в поисках вариантов максимального уплотнения рабочего времени искал
способ, который позволил бы контролировать и этот жизненный процесс.
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет
на длительное посещение уборной должен быть, чтобы работник там не засиживался,
и такого запрета быть не должно, поскольку административные меры неэффективны.
РЕШЕНИЕ:
Форд
распорядился сделать сидения в уборных наклонными. В результате работники
вынуждены были отправлять естественные надобности в полустоячем положении.
Ясное дело, долго засиживаться в столь неудобной позе никто не станет.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть или нужно свойство
КОММЕНТАРИЙ:
Когда
многие промышленные предприятия увеличивали рабочий день, Форд его сокращал.
Однако напряженность и интенсивность труда на предприятиях Форда была столь
высока, что за 8 часов он получал такую прибавочную стоимость, что и не снилась другим промышленникам, которые заставляли работников вкалывать по 10-12 часов подряд. На фоне этих фактов довольно странно звучит официальная миссия бизнеса Форда, его руководящий принцип: «Создать из мира источник радостей». Впрочем, упрекнуть автомобильного магната в лицемерии трудно: он ведь не уточняет, о чьих конкретно радостях идет речь. Как говорится, кошке игрушки, а мышке слёзки...
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе
ТРИЗ в бизнесе