воскресенье, 6 сентября 2020 г.

Карточка №799 «Покосившийся минарет»

ИСТОЧНИК:
*Юный техник. – 1979. - №4. – С. 34.

СИТУАЦИЯ:
Во время землетрясения в Самарканде покосился один из минаретов школы-медресе, созданный по проекту знаменитого Улугбека. Пока шла гражданская война, заниматься восстановлением здания не было возможности, поэтому минарет снабдили временными растяжками. Но здание в любой момент могло рухнуть. Специалисты считали, что нужно каким-то образом поднять опустившийся край фундамента. Но сделать это было очень проблематично: конструкция имеет солидный вес. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Край фундамента должен быть поднят, чтобы можно было выправить перекос основания, и он не должен быть поднят, потому что сделать это крайне трудно.

РЕШЕНИЕ:
Работы по восстановлению минарета поручили опытному инженеру Владимиру Шухову. Он решил сделать наоборот – не поднимать опустившийся край основания, а опустить более высокий край. Для этого нужно было всего лишь подрыть землю – сооружение опустится само. Так и поступили. Все работы заняли четыре дня.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:
Шухов нашел быстрый, простой и безопасный способ решения задачи. Минарет благополучно стоит и по сей день.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в строительстве