ИСТОЧНИК:
Молчанов
Н. Огюст Бланки. – М.: Молодая гвардия, 1984. – С. 72.
СИТУАЦИЯ:
Разработанное в начале XIX века графом Анри де Сен-Симоном учение, принявшее вид социальной утопии, сравнительно
быстро нашло последователей, которые объединились в своего рода секту. Одна из задач
сенсимонистов состояла в воспитании у каждого члена общины чувства коллективизма.
Как сделать это чувство повседневной потребностью?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стремление
к взаимной помощи должно стать внутренней потребностью, чтобы воспитать в
членах общины коллективизм, и не должно стать такой потребностью, потому что
природой оно в человека, увы, не заложено.
РЕШЕНИЕ:
Сенсимонисты
ввели в повседневный обиход одежду с пуговицами, которые застегивались исключительно
на спине. Поэтому члену общины невозможно было ни одеться, ни раздеться самостоятельно.
Чтобы справиться с нарядом, требовалась помощь со стороны кого-то из единомышленников.
Таким способом сенсимонисты с присущей им наивностью рассчитывали
воспитать друг в друге потребность во взаимной помощи и чувство коллективизма.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип местного качества:
в)
каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для
ее работы
КОММЕНТАРИЙ:
Меня давно интересовало, а не являются ли скрытыми сенсимонистами хирурги, халаты
которых снабжаются завязками на спине. По зрелом размышлении я решил, что дело
тут не в приверженности к социальным утопиям. Очевидно, подобная конструкция
спецодежды объясняется стремлением убрать с передней стороны любые элементы,
которые могли бы помешать проведению хирургической операции. Если я
заблуждаюсь, пусть знатоки меня поправят.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в быту