ИСТОЧНИК:
Кинокомедия
«12 стульев» (СССР, 1971)
СИТУАЦИЯ:
«Летом
1927 года в 11:30 с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки в Старгород
вошел молодой человек». У него не было ни денег, ни ключа от квартиры, где
деньги лежат, ни самой этой квартиры. В карманах путешественника можно было
отыскать лишь портновский метр да маленькое зеркальце в красном футляре. Звали
человека Остап Бендер.
Наш
герой уже давно ничего не ел, поэтому с пристальным вниманием взирал на
расположенные вдоль старгородских улиц продуктовые лавки. Одна из них, с
многообещающей надписью «Вакханюк.
Частная торговля», показалась Бендеру особенно лакомым кусочком. Но как
раздобыть немного провизии, если за нее нечем заплатить?..
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Плата
за продукты должна быть, потому что «за красивые глаза» в частной лавке не
накормят, и платы за продукты быть не должно, потому что платить Остапу
совершенно нечем.
РЕШЕНИЕ:
Через
пару минут разгневанный хозяин лавки с возмущением спрашивал энергичного
молодого человека в форменной фуражке, что это он делает возле его витрины и по
какому такому праву. А Бендер, многозначительно продемонстрировав ошарашенному
лавочнику уголок красного зеркальца, очень напоминавшего серьезное удостоверение,
невозмутимо и сосредоточенно продолжал измерять витрину портновским метром
вдоль и поперек.
Сообразив,
чем может для него закончиться визит строгих контролирующих органов (а кто еще
мог вести себя подобным образом?!), владелец лавки услужливо пригласил
«инспектора» внутрь, чтобы договориться «по-хорошему». Как вы понимаете, очень скоро
Великий Комбинатор гордо и независимо вышел из магазина, держа в руках пакет,
наполненный снедью. Спокойствие, дарованное Бендером частному собственнику,
оказалось приемлемой платой за обед.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип
«посредника»:
а)
использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
КОММЕНТАРИЙ:
«Ах,
обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Известные пушкинские строки хорошо характеризуют описанные в примере отношения
между опытным мошенником, виртуозно играющим на струнах человеческих пороков, и
его жертвой.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в психологии