ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер, Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов, 1961. – С. 108-109.
*Гумилевский, Л. Густав Лаваль. – М., 1936. (электронная версия книги)
*Гумилевский, Л. Густав Лаваль. – М., 1936. (электронная версия книги)
СИТУАЦИЯ:
В
конце XIX века шведский изобретатель Карл Густав Патрик де Лаваль работал над усовершенствованием
паровой турбины. Работа не клеилась из-за казавшегося непреодолимым затруднения. Дело в том, что ротор турбины совершал тридцать тысяч оборотов в
минуту, а при такой скорости его требовалось предельно точно уравновесить. С этой целью изобретатель
пробовал увеличивать диаметр вала, чтобы придать ему максимальную жесткость. Однако
всякий раз во время очередного эксперимента турбина начинала дрожать, а вал
подвергался деформации. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вал
должен быть массивным (жестким), чтобы он был уравновешенным, и вал не должен быть массивным (жестким), чтобы он не деформировался.
РЕШЕНИЕ:
Когда
увеличивать диаметр и жесткость вала стало невозможным, Лаваль пошел по прямо
противоположному пути: в ходе эксперимента он насадил деревянный диск на… камышовый стебель.
Оказалось, что при вращении этот податливый и гибкий вал уравновешивается
сам собой.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип
«наоборот»:
а)
вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
КОММЕНТАРИЙ:
Мысль о том, что следует применить в конструкции турбины тонкий, длинный и гибкий вал, была очень смелой. Специалисты скептически отнеслись к поискам Лаваля. Опираясь на грубый повседневный опыт, они рассуждали вполне здраво: если мощный и жесткий вал вибрирует при огромных скоростях вращения, то тонкий и гибкий элемент наверняка приведет к катастрофе при первом же испытании турбины. Но практика опрокинула их рассуждения.
Мысль о том, что следует применить в конструкции турбины тонкий, длинный и гибкий вал, была очень смелой. Специалисты скептически отнеслись к поискам Лаваля. Опираясь на грубый повседневный опыт, они рассуждали вполне здраво: если мощный и жесткий вал вибрирует при огромных скоростях вращения, то тонкий и гибкий элемент наверняка приведет к катастрофе при первом же испытании турбины. Но практика опрокинула их рассуждения.
Очень часто опыт, здравый смысл и инерция мышления не позволяют сделать поворот в сторону, противоположную направлению поисков. А ведь нередко для успеха в решении задачи требуется всего лишь совершить обратное действие.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в машиностроении
ТРИЗ в машиностроении