воскресенье, 13 июня 2021 г.

Карточка №840 «Бизнес – это вам не игрушки»

ИСТОЧНИК:
 
СИТУАЦИЯ:
В конце прошлого века компания LEGO приступила к работе над новым проектом, которым стал набор Mindstorms, позволяющий создавать роботов. Комплект включал традиционные кубики, шестеренки, микромоторчики и прочие диковинные элементы. При помощи особого приложения программировался элемент с микроконтроллером. Игрушка, цена на которую оказалась весьма высокой, привлекла нежелательное для компании внимание взрослой аудитории: смекалистый американский студент взломал программу и выложил ее в интернете. После этого пиратского маневра энтузиасты-любители разработали собственную платформу для управления роботами и тем самым увели за собой значительную часть потенциальных покупателей набора. Компании LEGO это грозило серьезными убытками. Как быть? Затеять судебную тяжбу? Шансов на выигрыш, как показала предыдущая практика, было мало.
 
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Компания должна бороться с пиратством, чтобы сохранить клиентов и прибыль, и не должна бороться с пиратством, потому что прямые методы борьбы с конкурентами неэффективны.
 
РЕШЕНИЕ:
Компания LEGO не стала тратить силы, время и деньги на судебные иски. Вместо этого она разрешила взламывать свой программный продукт. Многие разработки были размещены на сайте компании открытым образом, чтобы все желающие смогли принять участие в их совершенствовании. Так революционный игровой набор заполучил целую армию взрослых поклонников. Вскоре с подачи LEGO в моду вошли тематические конференции и турниры по технологиям изготовления роботов.
 
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредные воздействия среды) для получения положительного эффекта
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным
 
КОММЕНТАРИЙ:
Использованный производителем игрушек прием известен с древности: «Не можешь победить врага  обними его». До этой истории компания LEGO не раз начинала преследовать конкурентов и подражателей в судебном порядке. Но такая тактика не принесла ощутимых результатов. Более того, когда юристами LEGO был подан иск против Tyco Toys, эффект оказался даже обратным: конкуренты сделали себе на судебном процессе хорошую рекламу и завоевали значительную часть американского рынка.
 
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе