суббота, 13 ноября 2010 г.

Карточка №148 «Как обучить Багиру?»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Известный дрессировщик потратил почти год, чтобы научить пантеру прыгать через обруч, заклеенный бумагой. Пантера легко освоила прыжки в обруч, но стоило заклеить его бумагой, никакие силы не могли заставить ее прыгнуть. Тем не менее, дрессировщик нашел решение, благодаря которому бумага перестала представлять для пантеры непреодолимое препятствие. Что придумал дрессировщик?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Бумага на обруче должна быть… и её не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
Пантера не прыгает через обруч, если видит препятствие – но прыгает, если видит там дыру. Значит, вместо бумаги пантера должна видеть дыру. Дыру надо нарисовать, тогда она будет видна на бумаге, а бумага останется целой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
Все вроде бы правильно, но вот как поведет себя пантера в дальнейшем, после того как прыгнет в несуществующую дыру и осознает, что её просто-напросто обманули?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


пятница, 12 ноября 2010 г.

Карточка №147 «Будет работать вечно!»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г. И тут появился изобретатель… - М., 2000. - С.57-58

СИТУАЦИЯ:
«…На одном заводе часто выходила из строя машина-автомат. Это была очень хорошая машина, но в ней то и дело портилась простая деталь – изогнутая труба, по которой сжатый воздух с большой скоростью гнал поток маленьких стальных шариков. Шарики били по стенке трубы в месте поворота и откалывали кусочки металла. Ударившись о стенку, каждый шарик оставлял едва заметную царапину, но за несколько часов шарики насквозь пробивали, казалось бы, прочную трубу.

     - Давайте поставим две трубы, - сказал начальник цеха. – Пока одна работает, другую успеем отремонтировать.

     И тут появился изобретатель.

     - Разве это дело: все время заниматься ремонтом?! – воскликнул он. – Есть у меня подходящая идея… Гарантирую: машина будет работать вечно!

     Потребовалось всего пять минут, чтобы осуществить идею изобретения. Что он предложил?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Шарики должны бить по стенке трубы… и не должны бить по стенке.

РЕШЕНИЕ:
«…Итак, одно вещество (стальные шарики) механически взаимодействуют с другим веществом (стенками трубы). Следовательно, дан ненужный (даже вредный) веполь. На заводе его пытались разрушить, вводя третье вещество – разные прокладки, прослойки. Это неправильно: надо, чтобы третье вещество одновременно защищало стенки и не разрушалось. Этим веществом могут стать те же шарики. Только неподвижные, остановившиеся у стенки трубы. Если изгиб трубы изнутри покрыть шариками, стенки перестанут разрушаться. Летящие шарики могут выбить один или несколько шариков из защитного слоя, но его место тут же заполнится каким-то из мчащихся по трубе шариков. На этом хитрость заканчивается. Теперь нужна простая физика: как получить защитный слой шариков. Надо использовать магниты. Там, где труба изгибается, поставим снаружи магнит. Внутри к трубе сразу прилипнет слой шариков. Задача решена!..»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Вепольный анализ (разрушение вредного веполя)
Стандарты на введение веществ и полей

КОММЕНТАРИЙ:
«…Интересно отметить, что дробеметные аппараты для упрочнения деталей широко применялись по крайней мере за четверть века до появления авторского свидетельства № 261207 на магнитную защиту. Все видели задачу, но решали ее вопреки теории – устанавливали прокладки, делали стенки аппарата из более прочной стали…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в технике



четверг, 11 ноября 2010 г.

Карточка №146 «Сегодня за наличные, завтра в кредит»

ИСТОЧНИК:
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.- С.193-194

СИТУАЦИЯ:
Требуется придумать рекламный ход, позволяющий привлечь покупателей за счет демонстрации им выгоды от немедленной покупки товара.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Выгода от покупки сегодня должна быть, чтобы привлечь покупателя, и ее быть не должно, чтобы не ввести в дополнительные убытки продавца.

РЕШЕНИЕ:
Известен рассказ о купце, который из соображений рекламы вывесил объявление:  «Сегодня за наличные, завтра в кредит». Он решил, что это объявление ни к чему его не обязывает: ни в какой день нельзя сказать, что сегодня как раз тот день, когда наступило завтра…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
Логический парадокс

КОММЕНТАРИЙ:
Как пример логического парадокса, решение довольно стройное и красивое. Но вот попытка использовать такой ход в реальной практике ведения коммерции может, как мне кажется, привести к непредсказуемым последствиям…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


среда, 10 ноября 2010 г.

Карточка №145 «Змеи! Змеи! Кто из вас длиннее?»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. – Кишинев: Лумина, 1988.

СИТУАЦИЯ:
В террариуме сотни ядовитых змей. Однажды потребовалось узнать длину каждой из них. Представьте, что это придется делать именно вам. Как бы вы поступили?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Змея должна быть измерена… и не должна быть измерена.




РЕШЕНИЕ:
Если измерять непосредственно змей вам почему-то не хочется, можно заменить натуральных рептилий копией. Копия эта, во-первых, должна иметь соответствие с размерами конкретной змеи, хотелось бы сделать копию для многих змей одновременно, и для того, чтобы ее сделать, желательно к змеям не прикасаться.

Подбирая копию под эти условия, вы рано или поздно решите воспользоваться фотографией. Надо только не забыть вместе со змеями сфотографировать масштаб – например, линейку.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
«Другие решения, которые обычно предлагаются – охладить змей, чтобы они впали в спячку или заставить каждую пролезть через прозрачную трубу с делениями – нам кажутся хуже. Потому что мороки больше – и людям, и змеям»

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на измерение» по терминологии ТРИЗ


вторник, 9 ноября 2010 г.

Карточка №144 «Походный дальномер»

ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Сто затей двух друзей»

СИТУАЦИЯ:      
Требуется хотя бы приблизительно измерить расстояние до удаленного объекта в походно-полевых условиях. Специальных приборов под рукой нет. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный прибор должен быть и не должен быть.

РЕШЕНИЕ:
«…Самый простой способ – карандаш. Держи карандаш на вытянутой руке. Если предмет закрывается толщиной граненого карандаша, то для определения расстояния до удаленного предмета надо умножить ширину предмета на 100…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Оптико-геометрический эффект (подобие треугольников)
Утилизация (использование) подручных ресурсов (карандаш, спичечный коробок и др.)

КОММЕНТАРИЙ:
Это весьма приблизительный способ определения расстояний. Используя принцип подобия треугольников, вы сможете измерить расстояние более точно. Для этого нужно знать линейные размеры объекта, до которого мы измеряем расстояние, толщину предмета, который мы держим в вытянутой руке и расстояние от глаза до этого предмета.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в туризме
ТРИЗ в военном деле
ТРИЗ - детям


понедельник, 8 ноября 2010 г.

Карточка №143 «Протагор и Еватл»

ИСТОЧНИК:
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.- С.194-195

СИТУАЦИЯ:
У знаменитого софиста Протагора, жившего в V веке до н.э., был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Но, закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Свое требование Протагор обосновал так:

- Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то решение суда будет в мою пользу, и заплатить нужно будет согласно этому решению.

Как быть Еватлу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Судебный процесс должен быть выигран… и не должен быть выигран.

РЕШЕНИЕ:
Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору:

- Действительно, я либо выиграю процесс, проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый и не заплачу в сил у нашего договора.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
Логический парадокс

КОММЕНТАРИЙ:
Озадаченный таким оборотом дела, Протагор посвятил этому спору с Еватлом особое сочинение «Тяжба о плате». К сожалению, оно, как и большая часть написанного Протагором, не дошло до нас. Тем не менее, нужно отдать должное Протагору, сразу почувствовавшему за простым судебным казусом проблему, заслуживающую специального исследования.

Простых средств логики достаточно для доказательства того, что невозможно выполнить вместе договор в его первоначальной форме и решение суда, каким бы последнее ни было. Можно также показать, что договор, несмотря на его вполне невинный внешний вид, внутренне противоречив. Он требует реализации логически невозможного положения: Еватл должен одновременно и уплатить за обучение, и вместе с тем не платить.

Мораль: подписывая юридические документы, внимательно читайте текст, в особенности то, что написано самым мелким шрифтом J

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в юриспруденции


воскресенье, 7 ноября 2010 г.

Карточка №142 «Закодирована дверь в твой дом…»

ИСТОЧНИК:
Личные наблюдения автора

СИТУАЦИЯ:
Прохожу мимо соседнего подъезда – бабулька не может справиться с механическим кодовым замком на входной двери. Выяснилось: женщина недавно переехала и еще не успела запомнить открывающую комбинацию цифр. В подъезд, да и в квартиру ей не попасть. Ждать, когда кто-нибудь из жильцов выйдет или зайдет, можно часами. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Код должен быть известен… и не должен быть известен.

РЕШЕНИЕ:
Днем, в ясную погоду, можно с большой долей вероятности определить код замка, просто посмотрев на поверхность его кнопок не «в лоб», а под определенным углом – при так называемом косо падающем освещении. Кнопки, которыми чаще всего пользуются, окажутся иного цвета по сравнению с теми, которые никто не нажимает.

Если вы любите фильмы с детективным сюжетом, то наверняка обращали внимание на то, что таким же образом эксперты-криминалисты осматривают поверхность предмета (например, бокала), чтобы предварительно обнаружить на нем наличие пальцевых отпечатков.

Иногда случается, что кнопки на кодовом замке периодически сознательно переставляются – как раз во избежание использования злоумышленниками приведенного выше эффекта.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Физический (оптический) эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Еще один нехитрый прием из арсенала бывшего участкового инспектора: не знаю, как в других городах, а вот в Питере возле входной двери в парадную (примерно на уровне глаз или чуть ниже) очень часто обнаруживались нацарапанные карандашом меленькие циферки, обозначающие код для открытия замка. Пожилые люди так выходили из ситуации, когда на память надежды не было…

Впрочем, кодовые замки постепенно вытесняются домофонами, так что задача и решение теряют актуальность. Вот только как объяснить это бабушке, в отчаянии мерзнущей у своего подъезда?..

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ