воскресенье, 28 июня 2020 г.

Карточка №789 «Эдисон и делегаты конгресса»

ИСТОЧНИК:
*Белькинд Л.Д. Томас Альва Эдисон (1847 – 1931). – М.: Наука, 1964. – С. 73-74.

СИТУАЦИЯ:
В последнюю субботу июня Россия по традиции отметила День изобретателя и рационализатора. Самое время вспомнить про талантливого Эдисона. Он хоть и не был нашим соотечественником, но всё же стал в 1930-ом году иностранным почетным членом Академии наук СССР. 

В 1928 году в США прошел Международный светотехнический конгресс. Участники форума посетили Эдисоновский институт освещения, а потом отправились на встречу с самим Эдисоном в Вест Орендж. Гости с большим нетерпением ждали встречи со всемирно известным изобретателем. Они подготовили для него массу вопросов. Но как вести беседу с человеком, который к тому времени практически полностью потерял слух? Не задавать же вопросы в письменном виде?.. Это было бы очень долго и неудобно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вопрос должен быть задан, чтобы Эдисон мог его воспринять, и вопрос не должен быть задан, потому что голосовое сообщение изобретатель услышать не может.

РЕШЕНИЕ:
На помощь публике пришел один из старейших сотрудников Эдисона – Джон Либ. Имея опыт работы на телеграфе, Либ выстукивал задаваемые гостями вопросы по плечу Эдисона азбукой Морзе. Эдисон в прежние времена сам был непревзойденным, виртуозным телеграфистом. А потому такой способ общения был для него очень удобен. Изобретатель моментально схватывал суть вопроса и с улыбкой давал на него развернутый устный ответ.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Физический недостаток Эдисона никоим образом не препятствовал его плодотворной работе. Наоборот, изобретатель считал, что глухота помогает ему целиком сосредоточиться на решении задач, не отвлекаясь на внешние раздражители.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах