воскресенье, 29 марта 2020 г.

Карточка №776 «Случай в КБ»

ИСТОЧНИК:
*Анекдот

СИТУАЦИЯ:
Разработали в авиационном конструкторском бюро новый самолет. Опытный образец собрали. Загнали его в аэродинамическую трубу на испытания. Запустили продувку. И вдруг у машины со скрежетом обвалились крылья.

Пригласили опытных «прочнистов», еще раз прошлись по параметрам, усилили запас прочности, обновили профиль крыла, изменили шаг клёпки. Собрали обновленный образец – и снова его в трубу. Через несколько минут испытаний всё повторились – крылья оторвались.

Вызвали изобретателей. Те долго колдовали, предложили ввести дополнительные ребра жёсткости, использовать новые композитные материалы. Даже лёд наморозить по линии отрыва плоскостей пробовали. Всё без толку – при каждом новом испытания крылья отрываются, и всё по одной линии – там, где крыло крепится к фюзеляжу. А сроки поджимают, пора передавать изделие военным авиаторам для летных испытаний. Как быть?

И тут на экстренном летучем совещании слово попросил Сан Саныч, сторож склада готовой продукции: он случайно стал свидетелем разноса со стороны Генерального. Парой слов обрисовал Саныч свое предложение. Уж больно диковинным оно показалось специалистам. Но других вариантов все равно нет. Генеральный дал команду задумку сторожа проверить. И надо же – сработало! Что же предложил сторож?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крылья должны быть упрочнены, чтобы они не отламывались, и крылья не должны быть упрочнены, чтобы не усложнять систему.

РЕШЕНИЕ:
Сторож предложил просверлить отверстия по линии крепления крыльев к фюзеляжу. И тут же сам взял дрель, залез на крыло и выполнил перфорацию за считанные минуты. Закатили «испорченный» самолет в трубу, включили продувку на среднюю мощность. Крылья на месте. Увеличили скорость продувки до максимума – все идет в штатном режиме. Крылья и тут не подвели.

После всех испытаний вызывает Саныча к себе Генеральный. Руку жмет, обнимает по-отечески, велит в кассу после обеда зайти за премией в размере годового оклада – приказ уже подписан. И спрашивает сторожа: как додумался до такого простого решения? Тот руками развел: «Я прежде на целлюлозно-бумажном комбинате работал. Так у нас там туалетная бумага никогда по дырочкам не рвалась…».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «сделать «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:
А теперь забавные анекдоты отставим в сторону. Перфорация широко и с успехом применяется в полиграфии. С ее помощью изготовляют приглашения, купоны, билеты, отрывные календари и блокноты. И не всегда перфорация – последовательность круглых отверстий. Это могут быть и штрихи. Метод простой, принцип его интуитивно понятен: материал лучше разделяется по линии дефекта (где тонко – там и рвется).

Но ведь и в самом деле изделие с перфорацией не всегда рвется точно по этой вспомогательной линии. Почему? Нужен «диверсионный» подход. Ставим вопрос иначе: как сделать, чтобы нежелательное явление произошло?.. И чтобы никто диверсии не заметил? Хорошая учебно-тренировочная задача. 

А когда ответ будет получен, останется подойти к системе с позиции законов развития техники и стандартов на решение изобретательских задач. Как можно усовершенствовать перфорацию? Как будет выглядеть для перфорации, к примеру, переход к сдвоенной системе, переход на микроуровень, динамизация?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в авиастроении