ИСТОЧНИК:
*Х/ф
«Крестный отец» (”The
Godfather”, США, 1972)
СИТУАЦИЯ:
Действие
кинокартины «Крестный отец» начинается во время праздника, устроенного в честь
дочери главы мафиозного клана Вито Корлеоне. Всемогущий дон Вито и Том Хэген,
личный юрист «крестного отца», выслушивают просьбы друзей и принимают их к
рассмотрению. Ни один сицилиец не вправе отказать в просьбе в день свадьбы его
дочери.
Известный
певец Джонни Фонтейн, крестник Корлеоне, просит дона Вито помочь получить роль
в новом фильме. Эта картина способна восстановить угасающую славу певца.
Проблема в том, что Джек Вольц, возглавляющий киностудию, категорически против
участия Фонтейна в фильме. В беседе с Хэгеном, посланным в Голливуд для
устранения проблемы, Вольц еще раз с непреклонностью утверждает, что певец
никогда не получит заветную роль: оказалось, что он крепко насолил главе
киностудии, отбив у него любовницу. Как же заставить несговорчивого Вольца
изменить свое решение? Ведь всемогущий дон Корлеоне должен держать свое слово.
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Убедительный аргумент для упрямого Вольца должен быть, чтобы Фонтейн получил роль в фильме,
и такого аргумента быть не должно, потому что гордый и своенравный Вольц не
принимает во внимание даже самые убедительные доводы.
РЕШЕНИЕ:
Проснувшись
на другое утро, Вольц с ужасом обнаруживает в своей постели отрубленную голову любимого племенного скакуна, которым он накануне хвастался перед
Хэгеном. Столь жестокое и циничное обращение с любимцем, который обошелся
Вольцу более чем в полмиллиона долларов, привело главу кинокомпании в
неописуемый ужас. Результат достигнут – Джонни Фонтейн получает роль в фильме.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип посредника:
а)
использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
*Психологический эффект
КОММЕНТАРИЙ:
Подручные
Корлеоне, без сомнения, владели искусством подбора мотивационных стимулов. Вряд
ли Вольц изменил бы свое решение, если бы ему просто стали угрожать физической расправой обычным, непосредственным образом. Жутковатый пример, конечно. Но люди фильм, однако, смотрят... И даже пересматривают.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в социальных системах