Сибрук
В., Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории. – М., 1960.
СИТУАЦИЯ:
Выдающийся
американский физик-экспериментатор Роберт Вуд ради развлечения сам писал пейзажи маслом. В ходе своих художественных изысканий он заметил, что
освещенность ярких мест на картине, изображающей пейзаж, производит очень
приятный эффект. Так, пятно солнечного света, пробивающееся сквозь листву и
падающее на зеленый луг, усиливает впечатление, производимое на зрителя.
Вуд
поставил перед собой задачу усилить освещенность ярких мест картины, однако
оказалось, что белила всего в шестьдесят раз ярче употребляемой художниками
черной краски, а вот освещенность залитой солнцем белой стены дома превышает освещенность
затемненного подъезда почти в тысячу раз. Как усилить эффект освещенности при создании художественных полотен?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Контраст
между разными участками картины должен быть большим, чтобы усилить впечатление
от просмотра, и контраст должен быть маленьким, поскольку обычные
изобразительные средства не способны его усилить.
РЕШЕНИЕ:
Роберт
Вуд изобрел оптический метод интенсификации освещения картин. Он фотографировал
оригинал, печатал с негатива диапозитив, а затем проецировал его на картину.
При этом Вуд так выбирал расстояние от источника освещения, чтобы изображения в
точности совпадали. При такой технологии светлые пятна картины были предельно
ярко освещены, а тени оставались темными, передающими истинную градацию
цветовых тонов.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип
местного качества:
в)
каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее
работе
КОММЕНТАРИЙ:
Предложенное
Вудом решение давало поразительный эффект: в затемненном помещении изображенный
на картине ландшафт сиял изумительными бликами солнечного света. Если на такую
картину смотреть несколько минут, а затем отключить проектор и зажечь в комнате
освещение, картина кажется такой, словно ее давно не очищали от пыли.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в художественных системах