воскресенье, 26 ноября 2023 г.

Карточка №969 «Анти-ТРИЗ»


ИСТОЧНИК:
*Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Идеальность любой системы во многом определяется числом и качеством выполняемых ею функций. Одним из способов повышения функциональности служит прием объединения систем, который можно использовать не только по достижении искусственным объектом предела в своем развитии, но и на любой стадии его становления.

Наибольшая польза образуется, когда в единое и неразрывное целое соединяются альтернативные системы (имеющие сходное назначение, но разные принципы действия) или системы, имеющие противоположные функции (система и анти-система).

В связи с этим возникает закономерный вопрос. Теория решения изобретательских задач, будучи системой, должна подчиняться тем же законам. Если речь идет об объединении альтернатив, тут в целом всё понятно: ТРИЗ показала свою эффективность в связке с функционально-стоимостным анализом (ФСА), морфологическим анализом, мозговым штурмом, синектическим подходом и даже с методом проб и ошибок (он вполне может использоваться на завершающем этапе решения задачи, когда число вариантов для перебора составляет единицы, а не десятки тысяч).

А вот какова будет для ТРИЗ анти-система? Какая область знания выполняет функцию, обратную решению изобретательских задач?..

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Система должна выполнять функцию А, чтобы соответствовать своему назначению и система должна выполнять функцию В или анти-А, чтобы можно было повысить функциональность системы.

РЕШЕНИЕ:
Однозначного готового ответа у автора нет. Можно предположить, что анти-функцией в данном случае будет некая технология совершения диверсий, создания проблем. Отчасти такой подход вшит в так называемый «диверсионный анализ» (Б. Злотин и А. Зусман).

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Стандарт 3.1.1
Эффективность системы – на любом этапе ее развития – может быть повышена системным переходом 1-а: объединением системы с другой системой (или системами) в более сложную бисистему или полисистему

КОММЕНТАРИЙ:
В самом деле: что означает решать изобретательскую задачу»? Это значит – создать проблему для какой-то другой проблемы. По такой логике человек, который умеет создавать по жизни трудности, имеет высокий потенциал для их разрешения. Нужно лишь направить эту энергию из разрушительного в созидательное русло…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в ТРИЗ