Личная
картотека автора блога
СИТУАЦИЯ:
Будучи
курсантом военного училища, в числе других проходил я
автоподготовку с обязательным вождением «УАЗ-469». Едем с
инструктором-прапорщиком по Таллинскому шоссе, что в Красносельском районе на
юго-западе Ленинграда. Я за рулем, молчаливый усатый инструктор справа от меня.
Опыта мало; движение на дороге не слишком активное, но расслабляться не
приходится. Эх, сейчас бы поддать газу, да ощутить скорость по-настоящему!
Нельзя, присутствие сурового инструктора лихачить не дозволяет. За окном –
февральский морозец, солнышко светит вовсю, благодать…
– Какой знак проехали? – голос инструктора вернул меня к действительности.
Оказывается, был какой-то знак…
– Не знаю, товарищ прапорщик. Не углядел, – отвечаю виновато.
– Остановись-ка здесь, на обочине, – бросает прапорщик. – Будем учиться
запоминать дорожную обстановку.
Как
быстро привить курсанту способность внимательно относиться к тому, что он видит
на дороге? В частности, как научить его запоминать дорожные знаки?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Прием
для запоминания должен быть, чтобы ученик быстро усвоил урок, и приема быть не
должно, чтобы не усложнять систему обучения.
РЕШЕНИЕ:
После
того как я остановился, инструктор приказал мне отмотать бегом почти двести
метров назад, рассмотреть пропущенный знак, так же бегом вернуться и доложить
по всей форме. Бежать в сапогах по морозцу на виду у десятков водителей было нелегко и стыдно. А куда
денешься? Ерепениться нельзя, ведь еще экзамен по вождению сдавать. Так я узнал, что пропустил знак,
ограничивающий скорость. За время пробежки мое отношение к инструкторам и их
методам обучения оформилось в конкретные и ёмкие выражения, но и
наблюдательность сильно обострилась.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Психологический
эффект
*Принцип
«обратить вред в пользу»:
а)
использовать вредные факторы для получения положительного эффекта
КОММЕНТАРИЙ:
Когда
я, вернувшись, сбивающимся от бега голосом доложил инструктору про знак, прапорщик кивнул и велел трогаться с места, буркнув:
– В следующий раз знак не назовешь – заставлю кроме обязательной пробежки
заглушить машину и заводить ее «кривым стартером».
Перспектива
тягать на морозе заводную ручку мне крайне не понравилась. С той минуты ни один
дорожный знак во время учебной езды не прошел мимо моего сознания. Правильно подобранная мотивация – великое дело в обучении.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ
в обучении