ИСТОЧНИК:
*Носов
Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. – М.: Детская литература, 1965. (электронная
версия книги)
СИТУАЦИЯ:
Ученик
4-го класса Витя Малеев приступил к решению задачи по математике: «Мальчик и
девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два
раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?»
Казалось
бы, все просто: только успевай делить на двоих... Но задача Вите никак не
поддавалась. Мысленно решая ее методом проб и ошибок, школьник все время
получал ответы, далекие от контрольного решения, приведенного в конце учебника.
Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Подсказка
должна быть, чтобы школьник решил задачу, и подсказки быть не должно, потому
что подсказать некому.
РЕШЕНИЕ:
Витя,
сам того не ведая, использовал метод наглядного моделирования ситуации. Он
нарисовал в тетрадке мальчика в курточке и девочку в передничке. На курточке
поместилось два кармана, на передничке – всего один. Карманы на рисунке
оттопыривались от орехов. Именно в этот момент Витю осенило: делить орехи
необходимо на три равные части! Девочка возьмет себе одну часть – 40 орехов, а
мальчик – две части, то есть 80. Решение в точности совпало с контрольным
ответом.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть или нужное свойство
КОММЕНТАРИЙ:
Решая
повседневные задачи, человек, как правило, мыслит не отвлеченными категориями,
а образами. Иногда для получения верного ответа необходимо лишь наглядно
представить, как в самом идеальном случае могут и должны развиваться события в
системе.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в обучении