воскресенье, 15 декабря 2024 г.

Карточка №1024 «Каверзная задачка»

ИСТОЧНИК:
*Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. – М.: Детская литература, 1965. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
Ученик 4-го класса Витя Малеев приступил к решению задачи по математике: «Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?»

Казалось бы, все просто: только успевай делить на двоих... Но задача Вите никак не поддавалась. Мысленно решая ее методом проб и ошибок, школьник все время получал ответы, далекие от контрольного решения, приведенного в конце учебника. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Подсказка должна быть, чтобы школьник решил задачу, и подсказки быть не должно, потому что подсказать некому.

РЕШЕНИЕ:
Витя, сам того не ведая, использовал метод наглядного моделирования ситуации. Он нарисовал в тетрадке мальчика в курточке и девочку в передничке. На курточке поместилось два кармана, на передничке – всего один. Карманы на рисунке оттопыривались от орехов. Именно в этот момент Витю осенило: делить орехи необходимо на три равные части! Девочка возьмет себе одну часть – 40 орехов, а мальчик – две части, то есть 80. Решение в точности совпало с контрольным ответом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство

КОММЕНТАРИЙ:
Решая повседневные задачи, человек, как правило, мыслит не отвлеченными категориями, а образами. Иногда для получения верного ответа необходимо лишь наглядно представить, как в самом идеальном случае могут и должны развиваться события в системе.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении