воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Карточка №570 «На реке Урал»

ИСТОЧНИК:
Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня: Учеб.-методич. пособие. – М.: Народное образование, 2009. – С. 28.

СИТУАЦИЯ:
«В XVII веке на реке Урал построили множество плотин с водяными мельницами, приводившими в движение фабричные станки. В XIX веке фабрики оснастили паровыми машинами, а по реке решили пустить пароход. Но как убрать сваи, вбитые в дно? Это стволы лиственницы – сибирского дерева, которое в воде не гниет, а становится еще более прочным. И таких стволов, крепко затянутых илом, из дна реки торчит множество». Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Устройство для вынимания свай должно быть, чтобы освободить дно реки, и такого устройства быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
Вбитые в дно стволы помогла выдернуть река. К каждой свае канатами были прочно прикреплены бревна, которые оставили плавать на поверхности реки. С наступлением зимы эта древесина вмерзла в лед. Весной начался ледоход, бревна двинулись с места... И огромная энергия пробудившейся реки выдернула сваи из дна.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Можно, конечно, поспорить о том, насколько предложенный способ идеален. Это ж сколько бревен нужно было надежно (намертво!) привязать крепкими канатами к многочисленным сваям…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и экология