*Личная
картотека автора блога
СИТУАЦИЯ:
Время для отдыха. Верчу
в руках игрушку Cube Run. Синий кубик, на каждой из сторон которого –
лабиринт. Плоскости соединены между собой проходами. Задача: наклоняя кубик в
разные стороны, последовательно провести по всем плоскостям шестигранника маленький
металлический шарик. Сверху весь кубик закрыт прозрачной пластмассой, которая
не дает шарику выпасть наружу. Задачу усложняют ловушки – в коридорах на каждой
плоскости имеется несколько отверстий. Стоит игроку совершить неосторожное
движение – и шарик проваливается внутрь. Приходится начинать игру с самого
начала, с первой грани.
Несколько
раз подряд мы с шариком проваливались в одну и ту же дыру на второй грани. А потом нашелся выход из затруднительного положения. Итак, сможете ли вы предложить способ, позволяющий
обхитрить систему, найти в ней уязвимость и беспрепятственно обойти коварные ловушки? Прежде чем ознакомиться с предложенным ниже решением, попробуйте справиться с задачей самостоятельно.
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Шарик
должен двигаться по коридорам с отверстиями, потому что эти отверстия там
имеются, и шарик не должен двигаться по коридорам с отверстиями, чтобы он не
угодил в ловушку.
РЕШЕНИЕ:
Переверните
куб рабочей гранью вниз и продолжайте вести шарик по лабиринту, наблюдая за процессом снизу вверх. Если раньше
шарик двигался по «полу» лабиринта, то теперь он катится по «потолку». У шарика в такой ситуации попросту нет физической возможности провалиться в отверстие. Таким способом удобнее
всего играть в положении лежа на спине.
Другой вариант: не переворачивать куб вверх ногами, а просто наклонить его, чтобы шарик перекатывался по стенкам лабиринта.
Другой вариант: не переворачивать куб вверх ногами, а просто наклонить его, чтобы шарик перекатывался по стенкам лабиринта.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
в)
перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его
*Принцип перехода в другое измерение:
в)
наклонить объект или положить «набок»
г)
использовать обратную сторону данной площади
КОММЕНТАРИЙ:
С
кубом можно играть как в «облегченном», так и в более сложном стандартном
варианте. А можно комбинировать обе стратегии в зависимости от условий –
переворачивать куб только при подходе к ловушке.
Вопрос
для тренировки воображения: как можно усовершенствовать эту игрушку? Вот лишь
некоторые из возможных решений:
*Сделать грани разноцветными, как у кубика Рубика: так проще следить за этапами игры.
*Изменить число граней. Известно несколько видов правильных многогранников.
Это так называемые пять «платоновых тел»: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр,
икосаэдр. Но никто не запрещает сделать грани неправильной формы. Или вообще использовать причудливо искривленную поверхность. К слову, шар
с лабиринтом тоже существует.
*Вопросы с позиции законов развития технических систем: как сделать эту игровую систему гибкой, меняющейся, динамичной? Как повысить ее управляемость? Как перейти от нее к бисистеме и полисистеме? Как перевести рабочий орган на микроуровень?..
Еще один вопрос для разминки, теперь – с позиции «диверсионного
анализа»: как предотвратить обход игроком ловушек, то есть сделать невозможным переход к игре на прозрачной поверхности или на стенках лабиринта? Свои варианты решения этой подзадачи приводить не спешу.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в быту
ТРИЗ – детям
ТРИЗ – детям