воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Карточка №382 «Лев Толстой и запретный плод»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
9 сентября (28 августа) 1828 года родился Лев Николаевич Толстой. Многие ли из вас осилили его роман «Война и мир»? Очевидно, далеко не все. А кто из читавших это произведение может восстановить в памяти последовательность и суть описанных там событий?.. Увы, в наш стремительный век интерес к толстым романам постепенно сходит на нет.

Современный школьник нацелен на схватывание сути сообщений, изложенных в предельно краткой и емкой форме. Таковы особенности информационного века с его службой коротких сообщений (SMS) и малюсенькими статьями в микроблогах. Даже произведения классиков нынешние ученики предпочитают воспринимать в урезанном реферативном виде.

Как-то давно автору этих строк попалась на глаза история об учительнице, которая безуспешно пыталась привлечь сына-школьника к чтению классической литературы. Тот никак не желал тратить время на Пушкина, Лермонтова, Чехова и Толстого. А школьная программа требовала изучения «Войны и мира». Как заставить школьника прочесть роман? И мудрая женщина нашла выход.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Школьник должен прочитать роман Толстого, чтобы освоить программу обучения, и не должен прочитать роман, поскольку считает это скучным и неинтересным занятием.

РЕШЕНИЕ:
Несколько ночей подряд женщина перепечатывала на машинке роман Толстого. Более того, делала три экземпляра. Тот экземпляр, что был пропечатан хуже всего, она и использовала, чтобы вызвать интерес сына. Постепенно он заинтересовался, что это украдкой вечерами читает мать? На вопрос сына учительница ответила, что достала «по знакомству» интереснейшую вещь, которую вряд ли скоро опубликуют в нашей стране. Естественно, он стал тайком читать запретную рукопись, которую мать регулярно допечатывала… Постепенно сюжет увлек юного читателя, и «самиздатовский» роман был осилен полностью.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Перепечатать весь роман Толстого – занятие не из легких, и слишком эффективным его не назовешь. Да и выбранный способ нельзя считать целиком «правильным», есть в нем что-то от лукавого. Но из приведенного примера можно сделать ряд полезных выводов.

Запретный плод сладок. Хочешь, чтобы человек что-то сделал наверняка – запрети ему это. Неявное следствие из этого правила: «Хочешь исключить нежелательное поведение человека – сделай это действие его обязанностью».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии


Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)