воскресенье, 25 октября 2015 г.

Карточка №545 «Тюремные мотивы»

ИСТОЧНИК:
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

СИТУАЦИЯ:
Знаменитая революционерка и террористка Вера Фигнер (1852-1942) часть своих воспоминаний посвятила времени, проведенному ею в Шлиссельбургской крепости. Тюремное начальство ввело для политических заключенных принудительный физический труд, который был совершенно непроизводительным и попросту бессмысленным; к примеру, это могла быть переноска земли с места на место.

Принуждение и страх перед дополнительным наказанием – довольно сильный мотив к выполнению работы. Но длительный труд, лишенный какой-либо осмысленности, как вспоминала Вера Фигнер, становился для политзаключенных исключительно непереносимым. Как придать принудительному физическому труду смысл, который помог бы перенести тяготы заключения?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
В принудительном труде должен быть смысл, чтобы перенести тяготы заключения, и смысла в труде быть не должно, потому что он сам по себе бессмысленный и непроизводительный.

РЕШЕНИЕ:
Политические заключенные нашли психологическое решение: они сделали совершенно бессмысленное занятие содержанием главного мотива своей жизни, которым была борьба с самодержавием. После этого никому не нужная переноска земли обрела для них смысл, став средством для поддержания нравственных и физических сил, столь необходимых для революционной деятельности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство)

КОММЕНТАРИЙ:
Правильно подобрать смыслообразующий мотив деятельности  это половина успеха в любом деле. Вспомнилась полушутливая фраза командира взвода, которой он мотивировал отдельных нерадивых курсантов военно-политического училища: «Каждая ваша «пятёрка»  это гвоздь, который вы забиваете в гроб мирового империализма». Мотив, как можно догадаться, непробиваемо-монолитный.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии