ИСТОЧНИК:
*Юный
техник. – 1979. – №5. – С. 61.
СИТУАЦИЯ:
Вал
нашел широкое применение в технике. И скорость вращения валов неуклонно
увеличивается. Еще совсем недавно конструкторы хвастали скоростями в 500 000
оборотов в минуту. А уже в 2008 году появились сообщения о том, что создан
крошечный электромотор, развивающий до миллиона оборотов в минуту. Секреты
разработки авторы-швейцарцы не раскрывают.
На
такой скорости никакие шарикоподшипники не могут обеспечить работу технической
системы – они просто разлетятся. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Подшипник
должен быть, чтобы обеспечить вращение вала, и подшипника быть не должно,
потому что он не способен выполнять свою функцию на сверхвысокой скорости
вращения.
РЕШЕНИЕ:
Разработаны
конструкции, где применяются не привычные смазочные материалы и системы в виде
шариковых подшипников, а газы. В зазор между деталями нагнетается под давлением
газ (часто это обычный воздух). Избыточное давление газа между трущимися
поверхностями уравновешивает внешнюю нагрузку. Толщина слоя газа составляет
несколько сотен микрон.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «Использование пневмо- и
гидроконструкций»:
а)
вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие
КОММЕНТАРИЙ:
Одно
из достоинств так называемых газостатических подшипников состоит в том, что
поверхности здесь практически не подвержены износу – ведь они трутся только о воздух.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в машиностроении
