ИСТОЧНИК:
Леонтьев
А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
СИТУАЦИЯ:
Знаменитая
революционерка и террористка Вера Фигнер (1852-1942) часть своих воспоминаний
посвятила времени, проведенному ею в Шлиссельбургской крепости. Тюремное
начальство ввело для политических заключенных принудительный физический труд,
который был совершенно непроизводительным и попросту бессмысленным; к примеру,
это могла быть переноска земли с места на место.
Принуждение
и страх перед дополнительным наказанием – довольно сильный мотив к выполнению
работы. Но длительный труд, лишенный какой-либо осмысленности, как вспоминала Вера
Фигнер, становился для политзаключенных исключительно непереносимым. Как
придать принудительному физическому труду смысл, который помог бы перенести
тяготы заключения?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
В
принудительном труде должен быть смысл, чтобы перенести тяготы заключения, и
смысла в труде быть не должно, потому что он сам по себе бессмысленный и непроизводительный.
РЕШЕНИЕ:
Политические
заключенные нашли психологическое решение: они сделали совершенно бессмысленное
занятие содержанием главного мотива своей жизни, которым была борьба с
самодержавием. После этого никому не нужная переноска земли обрела для них
смысл, став средством для поддержания нравственных и физических сил, столь
необходимых для революционной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть (нужное свойство)
КОММЕНТАРИЙ:
Правильно подобрать смыслообразующий мотив деятельности – это половина успеха в любом деле. Вспомнилась
полушутливая фраза командира взвода, которой он мотивировал отдельных нерадивых
курсантов военно-политического училища: «Каждая ваша «пятёрка» – это гвоздь,
который вы забиваете в гроб мирового империализма». Мотив, как можно
догадаться, непробиваемо-монолитный.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в психологии
Комментариев нет:
Отправить комментарий