ИСТОЧНИК:
*Личная картотека автора блога
*Петров В.М. Основы теории решения изобретательских задач. – Тель-Авив, 2002. (электронная версия книги)
*Фантастический боевик «Час расплаты» (США, 2003).
*Петров В.М. Основы теории решения изобретательских задач. – Тель-Авив, 2002. (электронная версия книги)
*Фантастический боевик «Час расплаты» (США, 2003).
СИТУАЦИЯ:
Появление
на свет новых технологий, технических устройств и компьютерных программ в
условиях развитого капиталистического способа производства
происходит в очень острой конкурентной борьбе. Разработка высокотехнологичных новинок
– дело весьма и весьма затратное. Аналитики подсчитали, что промышленные компании тратят
на исследования и разработки (R&D) 5-20%
от годовой выручки.
Затраты
на R&D минимизируются и компенсируются разными способами. Немецкий
автопроизводитель BMW, например, с этой целью оптимизирует производство,
сокращая число выпускаемых видов двигателей и комплектующих. Менее щепетильные участники рынка без лишних раздумий пускают в ход бесстыдный промышленный шпионаж. И почти все серьезные игроки в большой бизнес стараются до мелочей
продумать патентную защиту своих изделий. Те «акулы» капитализма, кто заказывает музыку, вопрос перед разработчиками часто ставят в парадоксальной плоскости: как скопировать изделие другого производителя, не
нарушив при этом авторское право и избежав судебных разбирательств?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Технический
объект должен быть скопирован, чтобы сэкономить время и средства на его
разработку, и объект не должен быть скопирован, чтобы не вступить в конфликт с
законом.
РЕШЕНИЕ:
На
помощь разработчикам пришел так называемый реверс-инжиниринг (reverse-engineering), что можно перевести как «обратная разработка». В
рамках этого подхода проводится исследование некоторого устройства (или компьютерной программы)
с целью уяснить принцип его работы, выявить недокументированные возможности или функции, не заявленные производителем. Результатом детального исследования такого «черного ящика» обычно становится
подробный перечень спецификаций продукта, алгоритмов функционирования и тому подобное. По
этим данным вторая, независимая группа разработчиков создает аналог устройства или
программы, который может принципиально отличаться от прототипа и даже
превосходить его по ряду характеристик.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а)
вместо действия, диктуемого условиями задачи, выполнить обратное действие
*Реверс-инжиниринг
*Функционально-стоимостный анализ
КОММЕНТАРИЙ:
Описанный
подход в ряде случаев действительно помогает производителям избежать обвинений
в нарушении авторского права. И все же с точки зрения закона ревёрсеры чаще всего ходят по лезвию, работая на грани фола. Тем не менее элементы реверс-инжиниринга с успехом могут быть использованы производителями в рамках широко применяемого в ТРИЗ функционально-стоимостного анализа. Безусловно, не в целях обхода патентных ограничений, а для совершенствования своих «родных», оригинальных изделий, повышения их качества и расширения функциональности.
Тех, кто хочет наглядно представить, как работает данная технология, отсылаю к фантастическому боевику «Час расплаты» (США, 2003), снятому по мотивам рассказа Филипа Дика «Полный расчёт» (1953).
Тех, кто хочет наглядно представить, как работает данная технология, отсылаю к фантастическому боевику «Час расплаты» (США, 2003), снятому по мотивам рассказа Филипа Дика «Полный расчёт» (1953).
КАТЕГОРИЯ:
Функционально-стоимостный анализ

Комментариев нет:
Отправить комментарий