воскресенье, 22 сентября 2019 г.

Карточка №749 «Велосипедная геометрия»

ИСТОЧНИК:
*Моделист-конструктор. – 1991.  №7. – С. 6.
*Цуриков В.М., Петрович Н.Т. Путь к изобретению. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 153-154.

СИТУАЦИЯ:
Считается, что использовать состоящую из жестких звеньев гибкую велосипедную цепь решил английский изобретатель Лоусон. Была сконструирована система, состоящая из ведомого и ведущего зубчатых колес, названных «звёздочками». Ведущая «звёздочка», имевшая круглую форму и больший диаметр, была встроена между передним и задним колесами; к ней крепились педали.

Впоследствии исследователи выяснили, что при вращении педалей велосипедист использует энергию нерационально, поскольку рабочее усилие прилагается к педалям лишь в определенные моменты положения «звёздочки». Как можно усовершенствовать эту передачу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
«Звёздочка» должна быть округлой, чтобы обеспечить непрерывное вращательное движение, и она не должна быть округлой, чтобы обеспечить рациональное приложение усилия.

РЕШЕНИЕ:
Профессор В. Прусаков еще в 1892 году предложил изменить круглую форму ведущей велосипедной «звёздочки» на эллипс. Он выяснил, что если поместить шатуны вдоль малой оси эллипса, то можно более рационально использовать силы велосипедиста и сэкономить до 30% энергии.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы
*Геометрический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Американские исследователи установили, что овальная «звёздочка» на 14% позволяет увеличить скорость передвижения велосипедиста. Однако столь красивое конструктивное решение до сих пор не получило широкого применения.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту



Комментариев нет:

Отправить комментарий