ИСТОЧНИК:
*Моделист-конструктор. – 1991. – №7. – С. 6.
*Цуриков
В.М., Петрович Н.Т. Путь к изобретению. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С.
153-154.
СИТУАЦИЯ:
Считается,
что использовать состоящую из жестких звеньев гибкую велосипедную цепь решил
английский изобретатель Лоусон. Была сконструирована система, состоящая из
ведомого и ведущего зубчатых колес, названных «звёздочками». Ведущая «звёздочка»,
имевшая круглую форму и больший диаметр, была встроена между передним и задним
колесами; к ней крепились педали.
Впоследствии
исследователи выяснили, что при вращении педалей велосипедист использует
энергию нерационально, поскольку рабочее усилие прилагается к педалям лишь в
определенные моменты положения «звёздочки». Как можно усовершенствовать эту
передачу?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
«Звёздочка»
должна быть округлой, чтобы обеспечить непрерывное вращательное движение,
и она не должна быть округлой, чтобы обеспечить рациональное приложение
усилия.
РЕШЕНИЕ:
Профессор
В. Прусаков еще в 1892 году предложил изменить круглую форму ведущей велосипедной
«звёздочки» на эллипс. Он выяснил, что если поместить шатуны вдоль малой оси
эллипса, то можно более рационально использовать силы велосипедиста и
сэкономить до 30% энергии.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип местного качества:
в)
каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для
ее работы
*Геометрический эффект
КОММЕНТАРИЙ:
Американские
исследователи установили, что овальная «звёздочка» на 14% позволяет увеличить скорость
передвижения велосипедиста. Однако столь красивое конструктивное решение
до сих пор не получило широкого применения.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в быту

Комментариев нет:
Отправить комментарий