*Юный
техник. – 1979. - №4. – С. 34.
СИТУАЦИЯ:
Во
время землетрясения в Самарканде покосился один из минаретов школы-медресе,
созданный по проекту знаменитого Улугбека. Пока шла гражданская война, заниматься
восстановлением здания не было возможности, поэтому минарет снабдили временными
растяжками. Но здание в любой момент могло рухнуть. Специалисты считали, что
нужно каким-то образом поднять опустившийся край фундамента. Но сделать это
было очень проблематично: конструкция имеет солидный вес. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Край
фундамента должен быть поднят, чтобы можно было выправить перекос основания, и он не
должен быть поднят, потому что сделать это крайне трудно.
РЕШЕНИЕ:
Работы
по восстановлению минарета поручили опытному инженеру Владимиру Шухову. Он
решил сделать наоборот – не поднимать опустившийся край основания, а опустить
более высокий край. Для этого нужно было всего лишь подрыть землю – сооружение
опустится само. Так и поступили. Все работы заняли четыре дня.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями
задачи, осуществить обратное действие
КОММЕНТАРИЙ:
Шухов
нашел быстрый, простой и безопасный способ решения задачи. Минарет благополучно стоит и по сей день.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в строительстве

Комментариев нет:
Отправить комментарий