ИСТОЧНИК:
*М/ф
«38 попугаев» (СССР, 1976).
*Остер Г., «38 попугаев» («Это я ползу»), рассказ.
СИТУАЦИЯ:
Мартышка,
Слоненок и Попугай решили измерить Удава. В самом деле, понятно, что Удав очень
длинный. Но насколько длинный? Без измерения не обойтись. Вот только чем
измерить героя мультфильма? У животных нет не только инструментов, но даже и
представления о том, что собой представляет измерение.
Выход,
казалось бы, нашла Мартышка. Она приказала Удаву сложиться пополам, а потом еще
пополам. А потом уверенно выдала результат: «Твой рост будет две твоих половины
или четыре половины половин». Но тут звери сразу поняли, что такой вариант не
годится: ничего нельзя сказать о том, насколько Удав велик. Для измерения
чего-либо требуется найти какой-то внешний эталон, независимый от измеряемого объекта.
Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный
инструмент должен быть, чтобы установить размеры удава, и такого инструмента
быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы измерения.
РЕШЕНИЕ:
Правильный
выход из затруднительного положения нашел мудрый Попугай. Он предложил измерить
Удава в «попугаях». Сколько попугаев поместится в Удаве, такой у него и рост.
Глотать
попугаев Удаву, впрочем, не пришлось. Попугай просто прошел по растянувшемуся Удаву,
громко считая шаги. Получилось: 38 попугаев.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а)
использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие
КОММЕНТАРИЙ:
И
сразу же выяснилось, что измерять можно не только попугаями, но также и
слонами, и мартышками. Длина Удава, ко всеобщему удовольствию, составила пять
мартышек или два слоненка.
А
вообще-то измерять изделие обычно требуется для внесения в него каких-то
изменений. Исключение – некоторые задачи исследовательского характера, как было
в нашем сказочном примере.
Но
если бы мы измеряли Удава, чтобы сшить или связать для него какой-нибудь модный
чехол, то лучше было бы вовсе обойтись без измерения. Лучше всего мастерить
такую одежку «по месту», прямо на Удаве. В таком случае риск ошибиться в
расчетах будет минимальным.
КАТЕГОРИЯ:
Задача
на измерение
ТРИЗ
– детям
Комментариев нет:
Отправить комментарий