воскресенье, 8 ноября 2020 г.

Карточка №808 «Тайна морского кортика»

ИСТОЧНИК:
*Х/ф «Кортик» (СССР, 1973)

СИТУАЦИЯ:
На исходе Гражданская война в России. Московские школьники с увлечением разгадывают тайну морского кортика, который ранее принадлежал морскому офицеру, погибшему при загадочных обстоятельствах. В ходе своего расследования ребята пытаются узнать, служил ли отец их одноклассника Борьки-Жилы на линкоре «Императрица Мария». Спрашивать об этом в лоб – плохая идея: такой вопрос непременно насторожит Борьку. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мальчики должны задать Борьке вопрос о месте службы его отца, чтобы получить нужные сведения, и не должны задать такой вопрос, чтобы не вызвать у того подозрений.

РЕШЕНИЕ:
Выход нашел изобретательный Миша Поляков. Он как бы между делом сообщил Борьке Филину, что они собираются ставить в школе спектакль о морской жизни. Поэтому им нужны реквизиты – что-нибудь из морской формы. Например, ленточка от бескозырки с названием настоящего корабля. В обмен Мишка пообещал Борьке перочинный нож. Подгоняемый желанием быстрее заполучить заветный ножик, Борька немедленно притащил юным следопытам отцовскую ленточку, на которой красовалось название корабля – «Императрица Мария».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Психологический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Не менее изобретательным оказался рыжий Генка: он ловко вызнал у тётки, кем был старший Филин до революции. В разговоре Генка упомянул о несомненном пролетарском происхождении сынка Филина, отец которого ныне заведовал складом. На это тетка в сердцах ответила: «Это они-то пролетарии?! Да его-то, Филина, отец жандармом в Ревске служил!..».

Использованный Генкой прием можно выразить формулой, которую вывел еще Джордж Бернард Шоу: «Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим».

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение
ТРИЗ - детям


Комментариев нет:

Отправить комментарий