ИСТОЧНИК:
*Х/ф «Кортик» (СССР, 1973)
СИТУАЦИЯ:
На исходе Гражданская война в России. Московские
школьники с увлечением разгадывают тайну морского кортика, который ранее
принадлежал морскому офицеру, погибшему при загадочных обстоятельствах. В ходе
своего расследования ребята пытаются узнать, служил ли отец их одноклассника
Борьки-Жилы на линкоре «Императрица Мария». Спрашивать об этом в лоб – плохая
идея: такой вопрос непременно насторожит Борьку. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мальчики
должны задать Борьке вопрос о месте службы его отца, чтобы получить нужные
сведения, и не должны задать такой вопрос, чтобы не вызвать у того подозрений.
РЕШЕНИЕ:
Выход
нашел изобретательный Миша Поляков. Он как бы между делом сообщил Борьке Филину, что
они собираются ставить в школе спектакль о морской жизни. Поэтому им нужны
реквизиты – что-нибудь из морской формы. Например, ленточка от бескозырки с
названием настоящего корабля. В обмен Мишка пообещал Борьке перочинный нож.
Подгоняемый желанием быстрее заполучить заветный ножик, Борька немедленно
притащил юным следопытам отцовскую ленточку, на которой красовалось название
корабля – «Императрица Мария».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Психологический эффект
КОММЕНТАРИЙ:
Не
менее изобретательным оказался рыжий Генка: он ловко вызнал у тётки, кем был
старший Филин до революции. В разговоре Генка упомянул о несомненном пролетарском происхождении сынка Филина, отец которого ныне заведовал складом. На это тетка в сердцах ответила: «Это они-то пролетарии?! Да его-то, Филина, отец жандармом в
Ревске служил!..».
Использованный
Генкой прием можно выразить формулой, которую вывел еще Джордж Бернард Шоу: «Люди
только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим».
КАТЕГОРИЯ:
Задача
на обнаружение
ТРИЗ - детям

Комментариев нет:
Отправить комментарий