суббота, 14 ноября 2020 г.

Карточка №809 «История про магнето»

ИСТОЧНИК:
*Юный техник. – 1981.  № 6. – С. 52-53.

СИТУАЦИЯ:
Во время полета прославленного авиатора Сергея Уточкина чуть было не произошло несчастье: в воздухе остановился мотор самолета, крылатая машина резко пошла вниз. Пилоту с трудом удалось выровнять аэроплан и вернуться на землю. Причиной срыва стал отказ магнето – генератора, имеющего вид вращающегося магнита. Как повысить надежность устройства и не допустить подобных случаев в дальнейшем?
 
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Магнето должно быть исправно, чтобы мотор постоянно работал в безопасном штатном режиме, и магнето не должно быть исправно, потому что в полете вполне возможны отказы отдельных технических систем.
 
РЕШЕНИЕ:
Свидетелем происшествия стал ученик так называемого реального училища, где основное внимание уделялось математике и естественным наукам. Потрясенный увиденным, юноша по дороге домой усиленно пытался найти решение, которое исключило бы возможность отказа техники в полете. И вдруг из-за угла прямо на него выскочил огромный верзила, за которым гналась добрая дюжина разъяренных парней. Один глаз убегавшего был подбит и украшен синяком, зато второй глаз глядел на мир дерзко и вызывающе.
 
Вдохновленный увиденной картиной, школьник немедленно направился в гостиницу, где остановился пилот Уточкин, и выложил ему свое решение: нужно поставить на аэроплан два магнето! Если один генератор откажет, другой не даст самолету свалиться в штопор.
 
Идея была предельно понятна и сразу нашла применение. А тот самый смышленый школьник Микулин через много лет стал академиком, видным конструктором авиационных моторов.
 
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «заранее подложенной подушки»:
а) компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами
*Стандарт 3.1.1. 
Объединение систем в более сложную би- или полисистему
 
КОММЕНТАРИЙ:
Дублирование особо важных узлов технических систем давно стало нормой. Резервирование функций позволяет резко повысить надежность устройств. Такая аппаратная избыточность, конечно, уменьшает идеальность техники, но с лихвой окупается, если приходится иметь дело с безопасностью на особо ответственных производственных объектах. Наиболее широкое применение двойное и даже тройное резервирование нашло в военном деле, где последствия отказов техники могут быть вопросом жизни и смерти.
 
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в авиации




Комментариев нет:

Отправить комментарий