ИСТОЧНИК:
*Юный
техник. – 1981. – № 6. – С. 52-53.
СИТУАЦИЯ:
Во
время полета прославленного авиатора Сергея Уточкина чуть было не произошло несчастье:
в воздухе остановился мотор самолета, крылатая машина резко пошла вниз. Пилоту
с трудом удалось выровнять аэроплан и вернуться на землю. Причиной срыва стал
отказ магнето – генератора, имеющего вид вращающегося магнита. Как повысить
надежность устройства и не допустить подобных случаев в дальнейшем?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Магнето
должно быть исправно, чтобы мотор постоянно работал в безопасном штатном режиме,
и магнето не должно быть исправно, потому что в полете вполне возможны отказы отдельных технических систем.
РЕШЕНИЕ:
Свидетелем
происшествия стал ученик так называемого реального училища, где основное внимание уделялось математике и естественным наукам. Потрясенный увиденным, юноша по
дороге домой усиленно пытался найти решение, которое исключило бы возможность отказа
техники в полете. И вдруг из-за угла прямо на него выскочил огромный верзила, за которым гналась
добрая дюжина разъяренных парней. Один глаз убегавшего был подбит и украшен синяком, зато
второй глаз глядел на мир дерзко и вызывающе.
Вдохновленный
увиденной картиной, школьник немедленно направился в гостиницу, где остановился
пилот Уточкин, и выложил ему свое решение: нужно поставить на аэроплан два магнето!
Если один генератор откажет, другой не даст самолету свалиться в штопор.
Идея была предельно понятна и сразу нашла применение. А тот самый смышленый школьник Микулин через много лет
стал академиком, видным конструктором авиационных моторов.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «заранее подложенной подушки»:
а)
компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее
подготовленными аварийными средствами
*Стандарт 3.1.1.
Объединение
систем в более сложную би- или полисистемуКОММЕНТАРИЙ:
Дублирование
особо важных узлов технических систем давно стало нормой. Резервирование
функций позволяет резко повысить надежность устройств. Такая аппаратная
избыточность, конечно, уменьшает идеальность техники, но с лихвой окупается,
если приходится иметь дело с безопасностью на особо ответственных
производственных объектах. Наиболее широкое применение двойное и даже тройное
резервирование нашло в военном деле, где последствия отказов техники могут быть вопросом жизни и смерти.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в авиации
Комментариев нет:
Отправить комментарий