воскресенье, 6 декабря 2020 г.

Карточка №812 «Камень на дороге»

ИСТОЧНИК:

*Толстой Л.Н. Как мужик убрал камень // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. – М.: Художественная литература, 1982. – Т. 10. – С. 58.
*Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова, Л. А. Царевой. – М.: Издательство «Учитель», 2014. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
«На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
 
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
 
А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».
 
Что предложите вы?
 
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Камень должен находиться на площади, потому что вывоз его – очень затратное дело, и камня на площади быть не должно, чтобы он не мешал езде по городу.
 
РЕШЕНИЕ:
«У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею.
 
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку».
 
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе
*Принцип перехода в другое измерение:
а) …Задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, упрощаются при переходе к пространству трех измерений.
 
КОММЕНТАРИЙ:
Известно еще одно решение сходной задачи:
 
«Лежал в лесу огромный камень. Строили там дорогу, и понадобилось убрать камень. Он был так велик и тяжел, что нельзя было его поднять и увезти.
 
Один крестьянин взялся убрать камень и развел вокруг него огромный костер. Когда камень накалился, крестьянин стал поливать его холодной водой. Потом опять развел костер и опять облил раскаленную глыбу водой. Когда он проделал это несколько раз, камень раскололся на куски. Приехал тогда крестьянин с телегой и в несколько дней перевез обломки».
 
Что произошло? При нагревании все твердые тела расширяются, а после охлаждения сжимаются. При резком многократном перепаде температур структура камня изменилась, он утратил свою прочность и разрушился. Использован изобретательский принцип дробления, когда объект разделяется на части, измельчается.
 
Какой из двух способов требует меньших трудовых и финансовых затрат – решать заказчику и исполнителю.
 
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
ТРИЗ – детям



Комментариев нет:

Отправить комментарий