ИСТОЧНИК:
*Коллоди
К. Приключения Пиноккио. – М., 1959. – С. 46-47.
СИТУАЦИЯ:
В
Главе XII сказки Карло Коллоди о деревянном человечке Пиноккио главный герой
встречает на улице лису, хромую на одну ногу, и кота, слепого на оба глаза.
(Нам, видимо, ближе образы Лисы Алисы и Кота Базилио из сказки А. Толстого об
озорном Буратино).
Новые
друзья Пиноккио отговаривают его идти в школу: по их признанию, «глупое учение»
стоило им одной ноги и обоих глаз. В самом деле, положение у зверушек
незавидное. Как жить, когда у тебя нет одной лапки? А без глаз и вовсе никуда.
Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
*У
кота должны быть глаза, чтобы он мог без труда ориентироваться в обстановке, и
не должно быть глаз, поскольку он слепой.
*У
лисы должны быть две ноги, чтобы она могла без труда передвигаться, и не должно
быть двух ног, потому что одну она потеряла.
РЕШЕНИЕ:
«…При ходьбе они помогали друг другу, как добрые товарищи. Слепой
кот служил опорой для хромой лисы, а хромая лиса служила слепому коту поводырём…».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип объединения:
а)
соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты
*Системный переход 1-а: объединение однородных или неоднородных систем в
надсистему
КОММЕНТАРИЙ:
Кота
и лису объединяет род занятий: они нищенствуют, выпрашивая подачки у публики. А
при случае не упускают возможности смошенничать. Поэтому им оказалось
достаточно объединить свои ущербные возможности: в итоге получилась «боевая
единица», способная не только зорко видеть, но и весьма быстро
передвигаться.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
- детям
Комментариев нет:
Отправить комментарий