ИСТОЧНИК:
*Лапиров-Скобло
М. Эдисон. – М., 1960. – С. 81.
СИТУАЦИЯ:
Одним
из заметных изобретений Томаса Эдисона стал электромотограф, прибор, который
позволял большому числу людей в одном помещении слушать передаваемые по
телефону речь или пение.
Эдисон
поставил более сотни таких аппаратов в Лондон. И тогда его попросили направить
в столицу Британии два десятка молодых людей, которые могли бы управиться с
этой техникой. Нужно было отобрать специалистов в короткие сроки, проверить их
знания и умения. Но Эдисон не был сторонником проведения обычных экзаменов по
теории. Он подошел к делу в своей собственной манере.
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Экзамен
должен быть, чтобы проверить знания кандидатов, и экзамена быть не должно,
потому что наличие теоретических знаний может не быть свидетельством успешного
овладения предметом.
РЕШЕНИЕ:
В
мастерской поблизости от своей лаборатории Эдисон установил десяток
электромотографов. А затем все их испортил. У одного перерезал провод, в другом
организовал короткое замыкание, в третьем загрязнил контакты… После этого
изобретатель по одному отправлял своих сотрудников находить неисправность. Если
кандидат оказывался способным за пять минут определить характер повреждений на всех десяти устройствах, Эдисон включал его в список кандидатов
на поездку в Лондон.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а)
использовать вредные факторы (в частности, вредные воздействия среды) для
получения полезного эффекта
КОММЕНТАРИЙ:
Из
шестидесяти человек Эдисон очень быстро отобрал двадцать специалистов. Экзамен
был простым и понятным. И оценка на таком экзамене могла быть только одна из
двух: «справился» или «не справился». А теория… Безукоризненное знание принципа
действия аппарата еще не гарантировало того, что мастер сможет устранить в нем
неисправность.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в обучении
Комментариев нет:
Отправить комментарий