воскресенье, 18 октября 2020 г.

Карточка №805 «Немецкие танки и русское бездорожье»

ИСТОЧНИК:
*Суворов В. Последняя республика. – М.: АСТ, 1997. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
Создавая тяжелый танк «Тигр» с боевой массой в 57 тонн, германские конструкторы столкнулись с проблемой: как двигать такую махину по бездорожью? Если диаметр опорных катков большой, они легче преодолевают препятствия. Но для увеличения проходимости требуется увеличивать число точек подвески, то есть установить как можно больше катков. А для этого их диаметр должен быть минимальным. Типичное техническое противоречие: выигрывая в одном, проигрываешь в другом. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Катков должно быть мало, чтобы сделать их большими (для легкого преодоления препятствий), и катков должен быть много, чтобы увеличить число точек подвески (и, соответственно, улучшить проходимость).

РЕШЕНИЕ:
Немецкие конструкторы нашли такой выход: они решили с каждого борта поставить по три ряда катков. Сделали катки тонкими, похожими на тарелочки. И поставили их рядами в шахматном порядке: три ряда с одного борта, три – с другого. Так удалось сохранить большой диаметр катков и одновременно увеличить количество точек подвески, которые воспринимают удары о грунт при движении танка.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип перехода в другое измерение:
а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняется, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной

КОММЕНТАРИЙ:
Увы. Как учит материалистическая диалектика, в любом развитии разрешение предшествующего противоречия часто сопровождается возникновением следующего. Так вышло и с немецкими танками: на практике оказалось, что тонкие катки-тарелочки сминаются через пару часов движения по пересеченной местности. Радикальное решение проблемы лежало в другой плоскости: необходимо было снижать вес боевой машины за счет применения более рациональной компоновки агрегатов.

Еще одно уточнение. Покопался в источниках и выяснил, что катки устанавливались на «Тигре» не в три (как указано в книге Суворова-Резуна), а в четыре ряда с каждого борта.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле




Комментариев нет:

Отправить комментарий