ИСТОЧНИК:
*Мерчант Д. Антикитерский механизм: Самое загадочное изобретение Античности. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – С. 62-63.
СИТУАЦИЯ:
Специалисты
по истории техники по крупицам собрали сведения о приемах, которые использовали
в своей практике древние судостроители. После окончания периода Античности применялась
технология постройки судов, знакомая сегодня любому судомоделисту. Вначале
строился каркас транспортного средства. Он включал в себя киль, шпангоуты,
стрингеры и штевень. Потом всю конструкцию обшивали досками. При этом
формировались обводы судна. Описанная технология проста и дешева, но она не
позволяет при необходимости быстро поставить постройку судов на поток. Как
быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каркас
должен быть, чтобы придать судну нужные обводы, и каркаса быть не должно, чтобы не
тратить время на его возведение.
РЕШЕНИЕ:
На протяжении столетий античные мастера использовали обратную последовательность выполнения технологических операций. Судостроители сначала выполняли обшивку, слой за слоем натягивая
ее на особые шаблоны, по форме сходные со шпангоутами – поперечными ребрами
судна. А уже после этого в обшивку несколькими ярусами встраивался каркас. При этом
доски обшивки мастера соединяли шипами настолько точно, что в итоге получался
очень гладкий водонепроницаемый корпус.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а)
вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
КОММЕНТАРИЙ:
Описанный
способ постройки кораблей был в ходу более трех тысяч лет у многих народов,
включая египтян и римлян, хотя он кажется очень трудоемким. До недавних пор не
было ясности, отчего же кораблестроители так долго не переходили на более
дешевый метод, когда вначале возводится каркас. Одна из причин: корабли,
построенные по принципу «шип-паз», способны были служить гораздо дольше тех, которые строились по каркасной технологии. Кроме
того, описанный выше производственный процесс как раз и позволял сделать
судостроение поточным, более технологичным.
В источниках встречаются также указания на то, что собранные подобным способом корабли легко разбирались и перевозились на большие расстояния, где вновь собирались и спускались на воду. Такая организация производственного процесса позволяла быстро и с минимальными затратами сил и средств запускать в эксплуатацию целые военные флотилии.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в судостроении
ТРИЗ в судостроении
Комментариев нет:
Отправить комментарий