ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер
Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. –
Петрозаводск: Карелия, 1980. – С. 116.
*Верн
Ж. Пятнадцатилетний капитан. – М.: Московский рабочий, 1981. (электронная
версия книги)
*Шигин
В.В. Черноморский набат. – М.: Вече, 2015. (электронная версия книги)
*Материалы
из сети интернет
СИТУАЦИЯ:
В
июне 2009 г. четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был вынужден сойти с дистанции
на этапе океанской регаты самых крупных парусников мира. Причина – шквалистый
ветер повредил снаряжение фок-мачты.
В
июле 2017 г. три яхты не смогли продолжить гонку в соревнованиях по парусному
спорту в Новосибирской области. Экстремальный ветер обломил верхушки двух мачт,
третья была сломана под корень.
Ветер
ломал мачты кораблей на протяжении всей истории судовождения. Борьба за
живучесть судна хорошо описана в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
Дик Сэнд во время шторма даже приказал уменьшить площадь парусов, чтобы
облегчить мачты: так они лучше переносят качку и противостоят разрушительным порывам
ветра.
Причина
поломки мачт парусных судов лежит на поверхности: сильный ветер изгибает ствол,
который в силу своей жесткости не способен противостоять такой нагрузке. В
результате древесина ломается как спичка. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мачта
должна быть жесткой, чтобы выполнять свою функцию (удерживать паруса и
такелаж), и мачта должна быть гибкой, чтобы не обламываться во время сильных
порывов ветра.
РЕШЕНИЕ:
Предложено
сделать мачту судна динамичной (французский патент №2087026). Такая мачта
крепится к корпусу, но сохраняет подвижность. В вертикальном положении мачта
удерживается грузом, который крепится в нижней части мачты. При сильном порыве
ветра судно не накреняется – меняет свое положение только мачта. Динамичность конструкции
позволяет избежать поломки этой важной части судового оборудования.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип динамичности:
а)
характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными
на каждом этапе работы
в)
если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся
КОММЕНТАРИЙ:
Осуществить
такое изобретение вполне можно было и несколько сотен лет назад. Не исключено,
что вся история великих географических открытий в этом случае могла бы
выглядеть совсем по-другому. Никто, вероятно, не подсчитывал, сколько
путешествий было прервано по причине поломки мачтового оборудования. Увы, даже
современные суда в большинстве своем имеют мачты, выполненные по жесткой схеме.
Такая мачта уверенно противостоять сильному шторму не может.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле
Комментариев нет:
Отправить комментарий