суббота, 19 февраля 2011 г.

Карточка №232 «Воздушная эмболия»

ИСТОЧНИК:
Брянцев Г., «По тонкому льду»

СИТУАЦИЯ:
Накануне войны чекисты одного небольшого провинциального города расследуют загадочную смерть молодой женщины. Тело её найдено в квартире. Ни следов борьбы или сопротивления, ни внешних признаков насильственной смерти не обнаружено. Казалось бы, смерть наступила в силу естественных причин. Но у судебно-медицинского эксперта доктора Хоботова иное мнение. Он предполагает, что смерть была именно насильственной, а непосредственная причина смерти – воздушная эмболия (закупорка сосуда воздушной пробкой). Каким же образом ему удалось это обнаружить и доказать?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Воздушная пробка должна быть видимой... и не должна быть видимой

РЕШЕНИЕ:
В городском морге доктор Хоботов приступил к демонстрации своего предположения относительно причины смерти женщины.

«…- А сейчас мы попытаемся получить ответ на главный вопрос: как ее умертвили? Что это, по-вашему? – Доктор ткнул пальцем в горловину банки, освещенной яркой двухсотсвечовой электрической лампой.

Я приблизился к тумбочке, наклонился и увидел плавающий синевато-красный ком.

Сердце!

Отлично! – подтвердил Хоботов. – Хорошее, молодое, совершенно здоровое и уже никому не нужное сердце. Оно-то, надеюсь я, и сослужит нам последнюю службу. Теперь внимание! Сейчас я вскрою сердце в воде, а вы наблюдайте. Это очень важно и, главное, неповторимо. Если вверх побегут пузырьки, шарики воздуха, – я окажусь прав в своем предположении. Смотрите!..

Доктор просунул, не без усилий, свою левую руку в банку, захватил крепко сердце, а правой сильным надрезом полоснул его чуть не надвое. И тут же кверху цепочкой устремились один за другим прозрачные воздушные шарики…

Вот-вот! – воскликнул Дим-Димыч.

Прекрасно видно, – добавил Безродный.

Он бросил на тумбочку нож, отряхнул с рук воду и начал стаскивать перчатки.

Теперь я могу сказать точно, что покойной, когда она после выпитого была в полуобморочном состоянии, при помощи обычного шприца и очень тонкой иглы пустили в просвет вены несколько кубиков обычного воздуха. И все. Этого более чем достаточно для мгновенной смерти. Сердце не терпит воздуха… Произошла эм-бо-ли-я. Слышали?

Мы переглянулись, Для нас это медицинское слово было внове.

Это отнюдь не изобретение, – пояснил Хоботов. – Старо как мир.

А как вы догадались? – заинтересовался Дим-Димыч. – Что вас натолкнуло на первоначальную мысль?

Доктор пригласил нас к высокому столу, извлек из кармана свою лупу, подал ее Дим-Димычу и сказал:

Смотрите сюда. Внимательно, – он указал на локтевой изгиб покойницы.

Что видите?

Малюсенькую, едва приметную точку, – ответил мой друг.

Вот-вот. Скоро она совсем исчезнет. Тут и вошла игла. Если бы я появился на свет божий не пятьдесят семь лет назад, если бы мне не довелось повидать на своем веку такие и им подобные штучки, я бы тоже не заметил точки…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип изменения окраски (вода оказалась «окрашена» пузырьками)
Принцип «вынесения»
Использование «пустоты» (воздуха)

КОММЕНТАРИЙ:
Немного жутковатый, но весьма показательный пример эффективного решения задачи «на обнаружение».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в медицине
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий