воскресенье, 17 сентября 2017 г.

Карточка №644 «Изгиб гитары желтой»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В современном виде шестиструнная гитара существует со второй половины XVII века. На протяжении нескольких веков она постоянно совершенствовалась, обретая идеальные формы. Художественно-исполнительские возможности этого инструмента в итоге оказались очень богатыми. А можно ли их существенно расширить? Как увеличить функциональность инструмента и качество его звучания? Самое простое – добавить больше струн. Но у такого решения есть известный предел. Как быть? Помогут ли здесь стандарты на решение изобретательских задач?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Гитара должна быть шестиструнной, чтобы использовать неоспоримые преимущества присущего ей музыкального строя, и она должна иметь больше струн, чтобы можно было расширить возможности инструмента.

РЕШЕНИЕ:
В начале XX века закономерно появилось логическое продолжение шестиструнной гитары – ее 12-струнный аналог. При этом речь идет не о простом увеличении количества струн. Они объединились по определенной системе: обновленный инструмент получил шесть парных рядов струн. По своему строю гитара в итоге принципиально не изменилась, однако диапазон ее музыкальных возможностей расширился.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Стандарт 3.1.1. Переход к бисистемам и полисистемам
Смысл стандарта таков: на любом этапе развития эффективность системы может быть повышена объединением системы с другой системой или системами.

КОММЕНТАРИЙ:
12-струнная гитара обладает громким и певучим звучанием, отличается более насыщенным тембром. Характер звука дает некую опору, что делает инструмент почти идеальным как для аккомпанемента, так и для сольных выступлений. Такую гитару широко используют опытные мастера-исполнители. Среди них – Александр Градский и Александр Розенбаум.

Безусловно, возможны и другие пути эволюции гитары. Одним из решений стала электрогитара, в которой колебания струн превращаются в колебания электрического тока. Обработка такого сигнала позволяет получать звуковые эффекты, которые недоступны классической акустической гитаре. Принцип объединения систем позволил также создать гитару с двумя грифами. При этом музыкант фактически держит в руках два инструмента и может без потерь времени перейти от одного музыкального строя к другому. 

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах