ИСТОЧНИК:
Альтшуллер
Г.С., Верткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. –
Минск: Беларусь, 1994. – С. 34.
СИТУАЦИЯ:
В
XIX веке борьба за живучесть судна при получении им пробоины традиционно состояла
в мерах по откачиванию воды из отсеков, которые подверглись затоплению. Но
через пробоину, как правило, поступало воды значительно больше, чем могла
откачать самая мощная водоотливная установка. И корабль тонул из-за утраты
равновесия – вода в одном из отсеков переворачивала судно. Наращивать мощность
насосов до бесконечности невозможно. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Судно
должно погружаться в воду, поскольку в пробитый отсек поступает большое
количество воды, и судно не должно погружаться в воду, чтобы можно было
сохранить его на плаву.
РЕШЕНИЕ:
В
1902 году профессор А.Н. Крылов, развивая теоретические выкладки адмирала Макарова, предложил
еретическую по тем временам идею, положившую начало новой теории
непотопляемости судов. Предложение состояло в том, чтобы умышленно затапливать
отсеки в другой части судна, противоположной расположению поврежденного отсека.
Это позволяло выровнять судно и сохранить его плавучесть.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «сделать наоборот»:
а)
вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а)
использовать вредные факторы для получения положительного эффекта
б)
устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами
в)
усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным
КОММЕНТАРИЙ:
Идея
Крылова показалась экспертам настолько дикой и неприемлемой, что его доклад по
этой проблеме получил отрицательную оценку за «резкий тон». На предложенное
решение обратили внимание только после поражения русского флота под Цусимой.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле
ТРИЗ в морском деле