воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Карточка №437 «Остаться на плаву»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – С. 34.

СИТУАЦИЯ:
В XIX веке борьба за живучесть судна при получении им пробоины традиционно состояла в мерах по откачиванию воды из отсеков, которые подверглись затоплению. Но через пробоину, как правило, поступало воды значительно больше, чем могла откачать самая мощная водоотливная установка. И корабль тонул из-за утраты равновесия – вода в одном из отсеков переворачивала судно. Наращивать мощность насосов до бесконечности невозможно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Судно должно погружаться в воду, поскольку в пробитый отсек поступает большое количество воды, и судно не должно погружаться в воду, чтобы можно было сохранить его на плаву.

РЕШЕНИЕ:
В 1902 году профессор А.Н. Крылов, развивая теоретические выкладки адмирала Макарова, предложил еретическую по тем временам идею, положившую начало новой теории непотопляемости судов. Предложение состояло в том, чтобы умышленно затапливать отсеки в другой части судна, противоположной расположению поврежденного отсека. Это позволяло выровнять судно и сохранить его плавучесть.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «сделать наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
Идея Крылова показалась экспертам настолько дикой и неприемлемой, что его доклад по этой проблеме получил отрицательную оценку за «резкий тон». На предложенное решение обратили внимание только после поражения русского флота под Цусимой.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле