воскресенье, 20 мая 2012 г.

Карточка №366 «Спасительное стекло»

ИСТОЧНИК:
Жюль Верн, «Таинственный остров», роман
Х/ф «Таинственный остров капитана Немо» (Испания, Франция, Италия, Камерун, 1973)

СИТУАЦИЯ:
В Карточке №355 «Укрощение огня» описан способ добывания огня, которым пользовались первобытные люди. Но вот героям романа Жюля Верна «Таинственный остров» добыть огонь трением друг о друга кусков дерева не удалось, несмотря на все старания. Выйти из затруднительного положения помогли знания и находчивость инженера Сайреса Смита. Вот как описывает это Ж. Верн:

«…Сайрес Смит показал прибор, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов - своих собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него получилось двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился…»

Казалось бы, все предельно просто. Но возникают сомнения в практической осуществимости идеи инженера Смита: вы попробуйте налить в стекла воду и сложить их, чтобы вода при этом не вылилась. Скорее всего, ничего не выйдет. Таким способом можно заполнить внутреннее пространство между стеклами лишь наполовину, что вряд ли сделает составное стекло увеличительным. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стекла от часов должны быть заполнены водой полностью, чтобы получить увеличительное стекло, и они не должны быть заполнены водой полностью, поскольку соединить заполненные стекла, не пролив воду, невозможно.

РЕШЕНИЕ:
Один из вариантов решения подробно продемонстрирован в фильме «Таинственный остров капитана Немо». Инженер Смит сложил два пустых стекла, предварительно вставив внутрь две полых соломинки, чтобы их концы торчали наружу. Затем он аккуратно обмазал совмещенные края стекол древесной смолой и поместил конструкцию в воду, чтобы короткая соломинка оставалась под водой, а длинная – над ее поверхностью. Через несколько минут вода целиком заполнила пространство между двумя стеклами. Оставалось вынуть соломинки и замазать смолой крошечные отверстия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Стандарт 3.1.1 (переход к бисистеме)
Принцип «посредника»
Принцип предварительного исполнения
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «применение композиционных материалов»

КОММЕНТАРИЙ:
В принципе, теоретически возможен и другой способ: соединить два стекла под водой и там же, в жидкой внешней среде, склеить их между собой. Неясно, впрочем, как будет вести себя в воде глина или древесная смола, а вот залепить края стекол обычным пластилином, видимо, получилось бы.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям