воскресенье, 27 июня 2021 г.

Карточка №842 «Большая перемена»


ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973. – С. 252.

СИТУАЦИЯ:
Конец июня, пора выпускных вечеров у юношей и девушек... А ведь в прежние времена к школьным знаниям тянулись и люди старших поколений. Герой советского кинофильма «Большая перемена» Степан Семёнович Леднёв (актер Евгений Леонов), человек солидного возраста, посещает вечернюю школу. Он искренне желает учиться, вот только история дается ему с большим трудом. Да разве можно запомнить все эти даты, имена политических деятелей, исторические факты?! Поздними вечерами усердный ученик упорно сидит над учебником истории, но усвоить заданный материал никак не может. Как быть? Можно ли облегчить запоминание?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Приемы запоминания должны быть, что прочно усвоить учебный материал, и таких приемов быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы обучения.

РЕШЕНИЕ:
Леднёв решил использовать входивший в то время в моду метод гипнопедии – обучения во сне. Он вручил учебник истории своей дочери, а сам благополучно заснул. Дочь добросовестно зачитала вслух уснувшему отцу заданную главу, а потом, расслабившись, включила радиоприемник, где в то время транслировался увлекательный шпионский роман «Битая карта». Остаток ночи Леднёв проспал под звуки трансляции, вещавшей о похождениях «матёрого разведчика Джонса»…

На следующий день Леднёв отвечал у доски. Начав бойко и без запинки рассказывать о состоянии военной экономики Германии, Степан Семёнович вдруг резко сменил тему и выдал озадаченному учителю истории: «Сэр Джонс! Ваша карта бита! Сдавайтесь!.. Товарищ Иванов! Застава, в ружье! Немедленно вызывайте вертолет!..». Очевидно, во время сеанса гипнопедии произошло непредвиденное наложение шпионского детектива на исторический материал…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип непрерывности полезного действия:
а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой)

КОММЕНТАРИЙ:
Этот забавный эпизод в общий строй картотеки эффективных решений, пожалуй, не вписывается. Но зарисовка с незадачливым учеником интересна тем, что в её основу положено реальное изобретение, а не выдумка режиссера. Оказывается, писатель-фантаст О. Хаксли еще в 1911 году выдвинул идею обучения студентов во сне. Прибор для обучения во время сна описан также в фантастическом рассказе М. Шировера «Цереброфон». Используя это описание, инженер Э. Браун создал прибор «дормифон» – причудливое сочетание патефона, часов и наушников. Годом позже Р. Элиот на практике применил такой аппарат для обучения студентов во время сна. Однако до настоящего времени эффективность гипнопедии никем окончательно не доказана. Поэтому отъявленным лентяям все же придется, видимо, по старинке пыхтеть над учебниками.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении