воскресенье, 2 апреля 2023 г.

Карточка №934 «Профотбор по-эдисоновски»


ИСТОЧНИК:
*Лапиров-Скобло М. Эдисон. – М., 1960. – С. 81.

СИТУАЦИЯ:
Одним из заметных изобретений Томаса Эдисона стал электромотограф, прибор, который позволял большому числу людей в одном помещении слушать передаваемые по телефону речь или пение.

Эдисон поставил более сотни таких аппаратов в Лондон. И тогда его попросили направить в столицу Британии два десятка молодых людей, которые могли бы управиться с этой техникой. Нужно было отобрать специалистов в короткие сроки, проверить их знания и умения. Но Эдисон не был сторонником проведения обычных экзаменов по теории. Он подошел к делу в своей собственной манере.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Экзамен должен быть, чтобы проверить знания кандидатов, и экзамена быть не должно, потому что наличие теоретических знаний может не быть свидетельством успешного овладения предметом.

РЕШЕНИЕ:
В мастерской поблизости от своей лаборатории Эдисон установил десяток электромотографов. А затем все их испортил. У одного перерезал провод, в другом организовал короткое замыкание, в третьем загрязнил контакты… После этого изобретатель по одному отправлял своих сотрудников находить неисправность. Если кандидат оказывался способным за пять минут определить характер повреждений на всех десяти устройствах, Эдисон включал его в список кандидатов на поездку в Лондон.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредные воздействия среды) для получения полезного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Из шестидесяти человек Эдисон очень быстро отобрал двадцать специалистов. Экзамен был простым и понятным. И оценка на таком экзамене могла быть только одна из двух: «справился» или «не справился». А теория… Безукоризненное знание принципа действия аппарата еще не гарантировало того, что мастер сможет устранить в нем неисправность.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении