воскресенье, 20 марта 2022 г.

Карточка №880 «Осечка»

ИСТОЧНИК:
*Фаер С., Тимохов В. Полцарства за идею! – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – С. 9-10.

СИТУАЦИЯ:
Во время одного из спектаклей французский актер Тальма должен был упасть после смертельного ранения из пистолета. Но случилось непредвиденное: пистолет в руках другого актера дал осечку. Партнер Тальма в растерянности еще несколько раз нажал на спусковой крючок, но выстрела не последовало. Вконец растерявшись, актер подбежал к Тальма и пнул его изо всех сил ногой. Как реагировать Тальма в такой непростой ситуации? Решение необходимо принять мгновенно.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Выстрел должен быть, потому что по сценарию партнер смертельно ранит Тальма из пистолета, и выстрела быть не должно, потому что пистолет дал осечку.

РЕШЕНИЕ:
Тальма воскликнул: «А-а-а! Сапог отравлен!» и свалился на пол, корчась в судорогах.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство

КОММЕНТАРИЙ:
Остается открытым вопрос: как следовало поступить партнеру Тальма, когда его пистолет дал осечку? Как бы поступил я в условиях дефицита времени? Видимо, громко сказал бы что-то вроде «Бабах!»…

Вспомнился схожий эпизод из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского. Там юному актеру пришлось за сценой подручными средствами озвучивать выстрел из пистолета: требовалось в нужный момент громко стукнуть дощечкой по стулу. Но когда действие на сцене дошло до этого места, на стуле неведомым образом оказалась кошка, которая в итоге и получила деревяшкой по хвосту. Понятное дело, выстрела не получилось…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах