воскресенье, 11 декабря 2011 г.

Карточка №342 «По самую шляпку»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Представьте себе, что вам необходимо скрепить гвоздями две доски. Для надежного соединения гвоздь должен быть длиннее, чем толщина двух досок вместе взятых. Но в этом случае острый кончик забитого гвоздя будет мешать. Самый простой способ устранить эту неприятность – просто загнуть полностью забитый гвоздь. Решение не самое удачное, ведь такое соединение будет не слишком прочным, да и кончик гвоздя желательно утопить в древесине.

Умельцы советуют для загибания гвоздя, выступающего с обратной стороны доски, взять трехгранный напильник таких размеров, чтобы конец полностью забитого гвоздя был в полтора раза длиннее грани напильника. Ребро напильника надо приложить к выступающему концу гвоздя и легкими ударами загнуть его на напильник. Вытаскиваем напильник и образовавшийся крюк загоняем в древесину ударами молотка.

А как быть, если ни напильника, ни прутка подходящего размера под рукой нет? Да и жалко напильник, не предназначен он для подобных упражнений. Ситуация…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Напильник должен быть, чтобы загнуть на нем конец гвоздя, и напильника быть не должно, чтобы его не портить.

РЕШЕНИЕ:
Забейте гвоздь лишь частично, то есть таким образом, чтобы с обратной стороны доски выступал кончик такой же длины, что и незабитая часть, примыкающая к шляпке. Затем ударами молотка загните острый кончик вдоль волокон древесины. Теперь забейте гвоздь до конца, а образовавшийся без всякой посторонней помощи крюк утопите в доску. И напильник цел, и гвоздь прочно сидит в доске.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип предварительного исполнения
Принцип частичного или избыточного действия
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Как гласит теория решения изобретательских задач, идеальный напильник – когда его нет, а функция напильника выполняется… В данном случае использован готовый вещественный ресурс - функцию отсутствующего напильника выполняет поверхность доски. Прием достаточно очевидный и «азбучный»; впервые я познакомился с ним на школьном уроке труда, но с тех пор мне нередко приходилось встречать опытных мастеров, упорно подкладывающих под гвоздь напильник.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту